"Загородил полнеба гений..."

Фильм снять всё же просто - сложнее доделать

Со 2 по 7 февраля сняли благодаря исключительному энтузиазму всех участников, которые иногда шли даже на самопожертвование во имя скорого и удачного воплощения замысла, мой второй фильм "Любовь зимой". Теперь предстоит сложная работа по доведению картины до конечного результата. Практика показывает, что это может затянуться надолго, как получилось, например, с первой лентой "...и будет дочь", хотя там осталось теперь немного из недоделанного.
Увы, вопрос денег в обоих случаях немаловажен. И если кто-то желает поддержать оба фильма, чтобы они всё-таки стали доступны для тех, кто интересуется неглупым кино, могут это сделать, приобретая мои книги или просто присылая приемлемые для себя суммы на карточку Сбербанка 5336 6903 6278 0712.

"Загородил полнеба гений..."

Структура персонального сайта Сергея Кудрявцева

"Загородил полнеба гений..."

Без предубеждения

Рецензия размещена предварительно на ivi.ru

Произведения английской писательницы Джейн Остин постоянно и неоднократно экранизируются - и у её последнего прижизненно изданного романа «Эмма» насчитывается свыше тридцати версий, как буквальных, так и вольных, созданных в самых разных странах, в том числе в Индии (под названием «Айша»). Дебютировавшая в кинорежиссуре 49-летняя американка Отем Де Уайлд, известный фотохудожник и видеотворец, вроде бы не сделала ничего особенного в собственном фильме, основанном на прозе Остин, которая давно превратилась в культовую фигуру в англоязычном мире. Однако эту «Эмму» положительно восприняли не только ревностные блюстители и одержимые почитатели редкостного таланта одной из первых знаменитых сочинительниц в мировой литературе, но и приверженцы свободного и оригинального подхода к экранизациям классики и вообще при обращении к давнему по времени историческому материалу.

Проще всего признать успех Де Уайлд (разумеется, и новозеландской писательницы и сценаристки Элинор Кэттон) в деле возвращения четвёртому по счёту роману Джейн Остин, изданному ею в сорокалетнем возрасте, весьма иронической и даже язвительной интонации вместо общепринятого при трактовке «Эммы» романтически-комедийного начала да ещё с мелодраматическими оттенками. Конечно, можно сослаться на то, что модернизированная американская версия «Без понятия» (1995) не была лишена мотивов сарказма и издёвки над главной героиней, которая возомнила себя без особых на то оснований вершительницей чужого счастья, хотя сама не могла с толком разобраться в своих чувствах и определиться с тем, желает ли она тесного и прочного союза с кем-либо на условиях законного брака.
Но куда важнее отметить, что новая «Эмма», кое-кем поспешно поддержанная исключительно по гендерному принципу (что в кои-то веки к созданию экранизации прозы Остин были причастны преимущественно женщины), отражает редкую тенденцию, истоки которой можно, наверно, искать в ранних постмодернистских опытах, допустим, Тома Стоппарда, полвека назад иначе переписавшего «Гамлета» в пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Хотя знаменательнее попытка Райнера Вернера Фассбиндера в «Бременской свободе» (1972) по-современному переосмыслить реальную историю преступных помыслов и деяний одной своенравной бюргерши в начале XIX века, которая зашла слишком далеко в жажде манипулировать другими людьми.
Если всё-таки придерживаться принципа относительно бережной (что не исключает оригинальных и необычных художественных решений, пусть и без внешней модернизации происходящего) интерпретации классических произведений или исторических событий, то следует вспомнить такие ленты, как «Тит» и «Мария-Антуанетта» (кстати, поставлены женщинами - соответственно Джулией Теймор и Софией Копполой), а ещё «Анна Каренина» Джо Райта, которому помогал взглянуть довольно неожиданно на прозу Льва Толстого именно Том Стоппард. Между прочим, сам Райт до этого не решился менее традиционно подойти к другому роману Джейн Остин - «Гордость и предубеждение». Своего рода осовременивание повествования происходит в упомянутых фильмах благодаря чуткому остранению и очуждению (по брехтовской терминологии) материала, но в то же время предполагает внимательное вчитывание в тексты со стремлением лучше постичь манеру автора или найти новый способ рассказа о давно известном.
Как раз при сравнении разных версий «Эммы» замечаешь, что некоторые герои получились в экранизации Отем Де Уайлд намного убедительнее (например, мистер Найтли и Хэрриет Смит в отличном исполнении Джонни Флинна и Мии Гот соответственно), а кое-кого смутивший выбор Ани Тейлор-Джой на заглавную роль, поскольку она раньше играла в мистических картинах, вполне оправдан из-за необычного облика актрисы, которая вполне может показаться инопланетянкой или вообще андроидом будто с запрограммированными реакциями в зависимости от той или иной ситуации. Но прежде всего - есть актёрский ансамбль, играющий не в разнобой, а в избранной постановщицей единой стилистике. Впрочем, несколько романтических всплесков посреди общей иронической атмосферы лишь добавляют живости и естественности существованию различных персонажей, которые так нуждаются в искренних порывах души, очень редко решаясь на это.
"Загородил полнеба гений..."

С редкой фамилией и редким даром

Сегодня у молодой актрисы Валерии Бескаравайной - славный юбилей: целых 20 лет! На съёмках моего второго фильма "Любовь зимой" больше всего удивили две начинающие исполнительницы - и Лера была одной из них. Ещё в июле я уговаривал её на ключевую роль, но Лера согласилась на другую, вроде бы менее значимую, не столько романтическую, сколько комедийную. И поразила своей актёрской смелостью и дерзостью, сыграв раскованно и с немалой долей иронии, что превзошло все мои ожидания. Надеюсь, что обладательница такой редкой фамилии будет изумлять ещё не раз своим редким даром.
"Загородил полнеба гений..."

Семь версий «Эммы»

Семь версий «Эммы» (средний балл - 5,64)

«Эмма» / Emma (Великобритания, 1972, минисериал, реж. Джон Гленистер) 5
«Без понятия» / Clueless (США, 1995, реж. Эми Хекерлинг) 6,5
«Эмма» / Emma (США-Великобритания, 1996, реж. Даглас МакГрат) 7,5
«Эмма» / Emma (Великобритания-США, 1996, ТВ, реж. Дайармид Лоренс) 4,5
«Эмма» / Emma (Великобритания, 2009, минисериал, реж. Джим О’Хэнлон) 5,5
«Айша» / Айша (Индия, 2010, реж. Раджшри Оджа) 3,5
«Эмма» / Emma (Великобритания, 2020, реж Отем Де Уайлд) 7
"Загородил полнеба гений..."

Пожертвовали свыше четверти миллиона на два фильма

Поскольку пришла сегодня мне на банковскую карточку большая сумма от Павла Владимировича Г. (я даже толком не знаю, кто это, а он прислал на два фильма уже 25 тысяч рублей), решил подсчитать общий итог пожертвований на обе картины. Оказалось, что 262,5 тысячи рублей, то есть свыше четверти миллиона. Весьма благодарен почитателям за такую щедрую поддержку!
"Загородил полнеба гений..."

"Кто должен сдохнуть, тот сдохнет"

Вот так прямодушно выразился прохожий среднеазиатской внешности, встреченный мною по пути в магазин. Вряд ли он знал значение слова "фаталист", а то я ответил бы, что тоже являюсь в данном вопросе фаталистом: чему быть, того не миновать.
Ходил я сегодня пешком далеко, чтобы не ездить в транспорте - десять трамвайных остановок туда и столько же обратно. Потратил два часа. Помимо магазина, ещё зашёл в два банка, чтобы оплатить кредиты - благо, что заранее выплатили основную пенсию (а вот московская надбавка пока не пришла), и также прислал мне значительную сумму на кино один из читателей, который уже в третий раз делает большие взносы.
Кстати, в магазине подходят к пожилым покупателям полицейские и спрашивают про возраст. Поинтересовались и у меня. Я честно ответил, что мне нет ещё шестидесятипяти лет. В принципе, можно было обмануть, если понадобилось бы - поскольку документы всё равно не требовали.
"Загородил полнеба гений..."

Новая "Эмма" становится только лучше

Осилил две давние экранные версии романа "Эмма" Джейн Остин (осталось ещё две). На их фоне новая "Эмма" становится только лучше. Тем более обнаруживается в ней концептуальная тенденция, также имеющая подтверждение в других обращениях к литературной классике и вообще к историческому жанру, когда осовременивание происходит без внешней модернизации.
"Загородил полнеба гений..."

Все разбираются в кино

Являясь почти полвека кинокритиком, я вроде бы никогда не опускался до мелочных придирок к фильмам: героиня одета в какой-то сцене не так, как следует; провода и электрические розетки видны в кадре - как будто герои современных лент должны существовать в безвоздушном пространстве. И даже по техническим аспектам: завален ли горизонт на экране и насколько грамотно смонтирован какой-либо эпизод, я всё-таки предпочитал не вникать в подобные частности, а старался оценивать просмотренное кино в целом, прежде всего, по его смыслу. Но вот тем, кто сам не снимает ничего, куда проще привязываться к чему-то незначительному, нежели пытаться понять, о чём вообще хотел сказать автор.
"Загородил полнеба гений..."

Если бы фильм Тарковского смонтировал Годар

Категорическое несовпадение внутреннего ритма экранного повествования с дробной сменой планов может вообще исказить смысл сцены, если монтировать, не вникая в авторский замысел. Поэтому я абсолютно не в состоянии понять, как отдают отснятый материал в чужие руки, а режиссёр вообще не участвует в процессе создания монтажной версии.