"Загородил полнеба гений..."

Стал лучше понимать Эйзенштейна

Когда я читал во ВГИКе некоторые теоретические выкладки Сергея Эйзенштейна по поводу его собственных фильмов, например, "Броненосец "Потёмкин", мне они казались несколько схоластичными и намеренно сконструированными. Как-то было сложно поверить в то, что режиссёр напрасно пытается "поверить алгеброй гармонию", слишком дотошно разбирая мизанкадры. Вряд ли он геометрически выстраивал всё заранее, а вот глубокомысленные объяснения уже отснятого материала казались довольно надуманными.
Но вот сейчас, занимаясь составлением монтажного листа своей первой картины "...и будет дочь" (кстати, знаменательно, что закончил это делать в новоявленный День отца), я лично убедился, насколько является весьма полезным и важным для лучшего понимания собственного произведения такой детальный анализ фильма даже по кадрикам.
Нашёл интересное объяснение для появления в наиболее ключевых точках повествования (одна четверть, одна треть, половина, две трети, три четверти) именно этих моментов, а не каких-то иных. Допустим, появление субъективной камеры после известия о смерти отца; "полный поворот кругом" перед входом в здание аэропорта "Домодедово"; самое первое видЕние героини, имеющее мистический смысл; возврат субъективной камеры и сцена воображаемых поминок с живыми по-прежнему матерью и отцом; появление в чёрно-белой ленте первого цветного кадра с героиней, смотрящей на себя в зеркало, и звучащая чуть позже из уст дочери её подруги фраза про Алису в Зазеркалье...
Так что копать и не перекопать!
"Загородил полнеба гений..."

Когда случался аншлаг на фильмах Фассбиндера

Теперь уже трудно понять, почему ещё в застойные советские времена разрешили показать в кинотеатре "Иллюзион" всё-таки провокационную, хотя и душераздирающую драму "В год тринадцати лун" Райнера Вернера Фассбиндера. Зал был забит до отказа. И явно чувствовалось по реакции зрителей, что собралось немало поклонников трансвестизма и гомосексуализма.
А потом бывал аншлаг в Белом зале московского Дома кино, когда там в 1990 году устроили частичную ретроспективу Фассбиндера. И больше зрителей оказывалось именно на тех картинах, где гей-мотивы проявлялись сильнее.
"Загородил полнеба гений..."

Рейдеры бывают не только на заводах

Один из читателей прислал мне сообщение в Фейсбук, что не может найти на ivi.ru мою рецензию на фильм "Завод" Юрия Быкова. Я проверил - её там действительно нет. Но ещё удивительнее, что текст отсутствует на трёх моих страничках в Сети. Однако по дате премьеры картины я всё-таки смог обнаружить злополучную рецензию у себя в компьютере. Кстати, она забавно называлась - "Заводной апельсин".
"Загородил полнеба гений..."

Новая страсть милее прежней

В принципе, это можно понять: о своей последней возлюбленной говорить намного интереснее, чем о какой-то давней.
А только что я общался два с половиной часа с одним из читателей, болтая преимущественно не о кинокритике - напротив, о двух собственных фильмах и о том третьем, который мечтал бы снять.
"Загородил полнеба гений..."

И настиг меня бумеранг

Всегда был жадным до просмотра фильмов. И не насытившись большим количеством заранее увиденных, например, перед Московским международным кинофестивалем 1977 года зарубежных картин в "Совинтерфесте" и на Отборочной комиссии, я гонялся за чем-то также и в период проведения этого фестиваля.
Однако не всюду поспевал, а если честно - проводил немало времени на толкучке у кинотеатра "Россия", где было не только интересно обмениваться билетами, но и общаться с киноманами. Вот так и было, когда я опоздал в Дворец спорта "Лужники" на показ французской криминальной драмы "Как бумеранг" Жозе Джованни с Аленом Делоном в главной роли.
А почему помню до сих пор об этом? Поскольку почти никогда не манкировал никакими просмотрами - и сидел от начала и до конца.
"Загородил полнеба гений..."

А кто седяща одесную?

Продолжая составлять монтажный лист фильма "...и будет дочь", сделал сейчас неожиданное открытие для самого себя - примерно в той точке, которая соответствует двум третям экранного повествования. На съёмках-то вышло это вполне интуитивно, а вот выясняется, что есть весьма глубокий смысл в том, кто оказался одесную за поминальным столом рядом с отцом главной героини. Тогда и название картины приобретает новое измерение. Это ещё при том, что я постоянно выступаю против религии. Однако использую подсознательно какие-то библейские понятия в качестве культурных кодов.
"Загородил полнеба гений..."

Читайте титры, господа!

Вот в кинотеатрах мне как-то совестно оставаться до самого последнего титра в фильме (да и не всегда это дозволяют сделать). Зато при домашнем просмотре можно открыть немало полезного, изучая список фамилий и всего прочего, что упоминается на так называемом "барабане".
Например, вчера в заключительных строчках "Молчания моря" Жан-Пьера Мельвиля я обнаружил Мишеля Драша в качестве ассистента режиссёра. Я знал, конечно, что Драш - племянник Мельвиля. Но не ведал о том, что дядя привлёк Мишеля на съёмки, когда ему едва исполнилось 17 лет. Кстати, любопытно, что они родились с разницей всего лишь в два дня: 18 и 20 октября. Пусть и с промежутком в 13 лет.
"Загородил полнеба гений..."

Самого главного словами не опишешь

Ещё во вгиковские времена я обратил внимание на то, что по монтажным листам вообще сложно представить себе фильм, если его к тому же не видел. И чем кинематографичнее та или иная лента, тем труднее записать: что именно происходит на экране. Логику смены кадров ещё можно осознать, памятуя об уже увиденном, а вот магия кино содержится не только в кадре, но и словно между кадров.
"Загородил полнеба гений..."

Чуть не попал в западню

Вошёл сегодня в лифт - нажал кнопку первого этажа. И в это время вырубился свет. Я уж испугался, что двери закрылись - и я буду вынужден просидеть в темноте час-другой. А надо было ехать в поликлинику. Но всё-таки мне страшно повезло. Двери лифта не успели закрыться. Однако пришлось в кромешной тьме буквально на ощупь спускаться по лестнице с пятого этажа. И я недолго ждал трамвая. Добрался до поликлиники даже на десять минут раньше срока.
"Загородил полнеба гений..."

Какой постмодернистский показ получился!

Смотрел сегодня вместе со своим единственным студентом-актёром фильм "Молчание моря" Жан-Пьера Мельвиля. Копия была с закадровым переводом и русскими субтитрами, которые мы почему-то не убрали. И в итоге получилось как бы четыре повествования, поскольку есть в картине, кроме говорящего в кадре героя-немца, ещё закадровый комментарий от пожилого француза. Ну, и я убедился, что весьма наивны обвинения тех, кто считает: Робер Брессон украл этот принцип повторного проговаривания за кадром того, что происходит на экране. В его лентах смысл подобного "дословного иллюстрирования" действия абсолютно иной.