"Загородил полнеба гений..."

На Кинопоиске - всё наперекосяк

Я несколько дней назад послал на Кинопоиск дополнения к своей фильмографии - и чтобы не повторять все сведения, просто дал ссылку на kino-teatr.ru. Сегодня решил проверить, что внесли на Кинопоиске. Появилась только информация по "Любви зимой", да и то неточная и неполная. А ленты "...и будет дочь" вообще нет.
"Загородил полнеба гений..."

Смотрю фильм по третьему разу

Нет, он не настолько хорош. Вполне средний. Но уже после половины просмотра я понял, что он не годится для рецензии. К тому же меня отвлекли. И я смог вернуться к этой картине лишь через два дня. Однако задремал на ней - проснулся, когда уже закончилась. Сейчас пытаюсь пересмотреть пропущенные во сне сорок минут.
"Загородил полнеба гений..."

Одни и не дома

Рецензия написана для ivi.ru

Американские режиссёры Дэвид Шарбонье и Джастин Пауэлл, дебютировав в полнометражном кино, создали определённую проблему при выяснении обстоятельств: какой из их фильмов был первым, а какой - вторым. Если судить по данным imdb, «Парнишка за дверью» (или «Прячься» - пожалуй, российское название даже точнее оригинального) - 2020 года, а «Джинн» - 2021 года. Однако в финальных титрах всё указано как раз наоборот. И честно говоря, верится с трудом, что после всё-таки любопытной картины «Прячься» её постановщики могли снять куда более слабого «Джинна».
Кстати, обе ленты построены, в принципе, схоже: один мальчишка (или двое) против носителей злого начала в замкнутом пространстве - будь то квартира или загородный дом, когда постоянное хождение по комнатам занимает большую часть экранного времени, а высвобождение из своеобразного плена даётся крайне тяжело и сопряжено с физическими увечьями. И если «Джинн» - довольно шаблонный «ужастик» о том, как кто-либо сталкивается с воздействием чего-то сверхъестественного, то «Прячься» вполне необычен по ситуации, когда именно дети (а не юноши и девушки или вообще взрослые, оказавшиеся в западне, которую им устроили маньяки разного толка) пытаются вырваться из заточения, вступив в жесточайшую схватку с абсолютно одержимыми людьми.
Конечно, можно при желании углядеть косвенную перекличку не только с популярной франшизой «Пила», но и со славной комедийной дилогией «Один дома», где пацан мастерски и словно играючи разделывается с вторгнувшимися грабителями. Вот и афро-американский мальчишка Бобби, успевший поклясться в дружбе навсегда своему белому приятелю Кевину (между прочим, оба режиссёра дружат ещё с детства), тоже практически в одиночку противостоит «полным отморозкам», стремясь спасти от издевательств и домогательств парнишку, похищенного средь бела дня.

И надо сказать, что как бы топография двухэтажного деревенского поместья с подвалом, которое может весьма отдалённо напомнить отель Бейтса из «Психоза» Альфреда Хичкока, использована толково и уж точно не скучно и однообразно, как в квартире из «Джинна». А сюжетные повороты пусть и не обходятся без натяжек и допусков, вообще-то присущих лентам подобного жанра, но способны держать зрителя в напряжении в течение полутора часов экранного действия. Сама по себе история, рассказанная в фильме «Прячься», отнюдь не кажется надуманной. Ведь реальные случаи долголетнего заточения жертв маньяков бывают ещё похлеще. Хотя для психопатологического триллера с уклоном в особую жестокость и натурализм даже требуется доля гиперболизации, явного преувеличения - поскольку мало кто из вынужденных узников действительно в состоянии дать равновеликий отпор насильникам и убийцам, а тем более, если жертвами становятся дети.
"Загородил полнеба гений..."

Лучше позже, но лучше

Уже во втором часу ночи отправил сценарий первых четырёх серий тому режиссёру, которого я также хотел бы видеть в качестве художественного руководителя всего сериала. Но практически сразу понял, что дал существенную промашку в одной из серий. Начал тут же переделывать заново. В итоге занимался этим до половины шестого утра. Зато послал режиссёру более устроившую меня самого версию сценария.
"Загородил полнеба гений..."

И просто подарок для звукорежиссёров

Переделывая давний сценарий сериала по произведениям выдающегося писателя, я только сейчас, уже имея некоторый опыт общения со звукорежиссёрами в кино, обращаю особое внимание на то, как подробно и образно описаны в этой великолепной прозе различные звуки. Как будто уже заранее готова звуковая партитура всего происходящего - надо лишь внимательно вчитаться и вслушаться, разумеется.
"Загородил полнеба гений..."

Хотя бы День российского кино отметим

Только что сообщили мне, что международный кинофестиваль "Зеркало" имени Андрея Тарковского состоится именно в офлайновом режиме и пройдёт с 26 по 31 августа. Это означает, что дополнительно можно отметить 27 августа День российского кино.
"Загородил полнеба гений..."

Завалили кинопродукцией второго и третьего сорта

Вообще-то я уже свыше десяти лет слежу за торрентами. Но никогда не было такого, чтобы второсортные и третьесортные фильмы, имеющие на imdb даже 1,5 из 10, вываливаются сплошным потоком. Раньше не замечал подобный перекос в качестве картин хотя бы из-за того, что они выкладывались постепенно, так сказать, дозированно.
"Загородил полнеба гений..."

Рей, да не тот

После знакомства с полной фильмографией одного Рея (хотя правильно по-бенгальски он - Рай) я смотрю ныне все ленты американского режиссёра Николаса Рея. И наверняка удивлю поклонников его "мужских работ", что из уже просмотренных четырнадцати (если не считать ожидаемо хорошее отношение к картине "Джонни-Гитара", хотя она могла бы, справедливости ради, быть всё-таки лучше) мне особо понравилась "Рождённая быть плохой". Может быть, именно на этот фильм я предпочту написать рецензию (если заказчик не будет резко против).
"Загородил полнеба гений..."

Напугали до потери сознания!

Два часа назад вдруг отключился Интернет. Начал звонить в Службу поддержки. Там меня огорошили известием, что из-за проводимых на линии работ вообще не будет Интернета... до 12 августа. Ругаться с ними было бесполезно. Я впал в панику, поскольку всё должно остановиться из-за отсутствия связи по Интернету. Но вот сейчас его включили. О, радость!
"Загородил полнеба гений..."

Калина ещё не вызрела

Катя Мцитуридзе в своём блоге в Фейсбуке по случаю дня рождения Василия Шукшина написала об успехе отреставрированного фильма "Калина красная" на Венецианском кинофестивале. А я в собственном комментарии упомянул о том, что эта картина входила у Райнера Вернера Фассбиндера в десяток лучших. Такое сообщение удивило некоторых пользователей. Хотя я ещё в 1995 году в большой статье о Фассбиндере процитировал список его любимых лент.
Мцитуридзе попросила меня сделать отдельный пост про это. Но я начну немного издалека.
В начале апреля 1974 года, будучи первокурсником киноведческого факультета ВГИКа, я ездил в город Владимир на обсуждение местными киноклубовцами фильма "Калина красная". Как юный, неопытный и пока что глупый критик, я предпочёл слушать умные разговоры поднаторевших в области кино, которые восхищались картиной Шукшина. Меня же смущали тогда кое-какие аляповатые и вроде бы лишённые вкуса сцены, напоминающие кич (те, кто упорно употребляет слово "китч", видимо, не знают правила немецкого языка). Сейчас бы я сказал, перефразируя знаменитую строчку Анны Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого кича растёт трагедия".
Вероятно, именно это привело в восторг Райнера Вернера Фассбиндера летом 1975 года, когда он впервые увидел на Берлинском кинофестивале ленту уже покойного Василия Шукшина. Ведь Фассбиндер как раз обожал игру с низкими жанрами, опускался порою до безвкусицы, но непременно старался вывести повествование на драматический или вообще трагический уровень. К тому же он выпустил перед этим одну из своих лучших и в какой-то степени исповедальных работ - "Кулачное право свободы", сыграв в ней главную роль. И неожиданно почувствовал перекличку с "Калиной красной" и её героем, вором-рецидивистом Егором Прокудиным. Принял Василия Шукшина как своего "духовного брата".


А также можно сопоставить то, как Райнер Вернер Фассбиндер, словно преодолевая арт-хаусность прежних фильмов, напряжённо искал выход на широкую аудиторию, что крайне занимало и Василия Шукшина, который хотел добиться (и ведь добился!) невероятной зрительской популярности. И если взглянуть на поздние картины Фассбиндера (наибольший успех выпал на долю "Замужества Марии Браун" и сериала "Берлин, Александерплац"), нетрудно убедиться, что опыт Шукшина действительно пригодился немецкому режиссёру.
P.S. Только сейчас заметил, что совпадает даже одежда героев Шукшина и Фассбиндера: чёрная кожаная куртка и красная рубашка.