На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

«МЫС СТРАХА» (Cape Fear)
США. 1991. 128 минут.
Режиссёр Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
Автор сценария Уэсли Стрик (Wesley Strick) на основе прежнего сценария Джеймса Р. Уэбба (James R. Webb) по роману «Палачи» (The Executioners) Джона Д. МакДоналда (John D. McDonald) 
Оператор Фредди Фрэнсис (Freddie Francis)
Главный художник Хенри Бамстед (Henry Bumstead)
Художник Джек Тейлор-младший (Jack Taylor Jr.)
Использована музыка Бернарда Херрманна (Bernard Herrmann) в адаптации Элмера Бернстайна (Elmer Bernstein)
В ролях: Роберт Де Ниро (Robert De Niro), Ник Нолти (Nick Nolte), Джессика Лэнг (Jessica Lange), Джульетт Льюис (Juliett Lewis), Джо Дон Бейкер (Joe Don Baker), Роберт Митчум (Robert Mitchum), Грегори Пек (Gregory Peck), Мартин Болсам (Martin Balsam), Илляна Даглас (Illeana Douglas), Фред Долтон Томпсон (Fred Dalton Thompson)
Кассовые сборы - $79,1 млн. в США (в пересчёте по состоянию на 2007 год - $127,2 млн.), $182,3 млн. в мире
Посещаемость - 18,8 млн. зрителей в США
Оценка - 8 (из 10)

Триллер

В 1962 году вышел триллер Джека Ли Томпсона «Мыс страха» (по роману Джона МакДоналда «Палачи»), рассказавший о подонке Максе Кейди, который, отсидев восемь лет за попытку изнасилования женщины ночью на автостоянке, решил после выхода из тюрьмы изощрённо отомстить случайному свидетелю, адвокату Сэму Боудену и его семье - жене Ли и шестнадцатилетней дочери Даниель. Хотя картина не пользовалась зрительской популярностью, она заслужила хорошие отзывы критиков. Когда «Эмблин Энтертейнмент», фирма Стивена Спилберга, предложила Мартину Скорсезе сделать римейк, то он долго отказывался, ссылаясь на неприятие по отношению к данному сюжету, а особенно - к «слишком стереотипной и конфетно счастливой» семье адвоката.
Однако Роберт Де Ниро, любимый актёр и своеобразный «альтер-эго» этого режиссёра, прежде сотрудничавший с ним прежде на шести фильмах, очень хотел сыграть роль негодяя Кейди. И можно сказать, что лента Скорсезе в немалой степени выигрывает благодаря присутствию Де Ниро, который перевоплощается в подлинное «исчадие ада», некое дьявольское создание, персонифицированную силу Зла. Этот всеми признанный исполнитель уже представал на экране в облике замаскированного Люцифера в мистическом триллере «Сердце Ангела» Алана Паркера. Но в «Мысе страха» он безжалостно лишает Кейди таинственного, мрачно-романтического ореола, развенчивает фальшивую демагогию и неуёмные претензии данного персонажа на роль самого Провидения, вершащего Страшный Суд, наконец, подчёркивает невольную связь, которая существует с другими ролями, прежде всего - в рамках сквозной актёрской темы, развитой не без влияния Мартина Скорсезе.
Критики осуждали режиссёра за явную коммерческую ориентацию -действительно, «Мыс страха» стал самым успешным по посещаемости в кинобиографии Скорсезе и оставался таковым вплоть до появления «Отступников» в 2006 году. А также они не принимали несомненную «фрейдизацию» сценария (сам постановщик не без насмешки употреблял термин «католизация» - ради идеи искушения и наказания греха повествование было дополнено массой скандально-провокационных, смущающих ханжеские представления перверсивных деталей из прошлого и настоящего героев). Не беспорочные жертвы, которые притягиват к себе жаждущего не столько мести, сколько безграничной власти над людьми отъявленного подлеца с комплексом вселенского мессии, могут показаться уродливыми натурами, заслуживающими иной - Божьей - кары. А самозванный судия, который возомнил себя демиургом всех религий и политических утопий (портреты и вся обстановка в его тюремной камере, всевозможные наколки на теле да и речь «уголовного философа», много чего начитавшегося за 14 лет срока, свидетельствуют о мании величия садиста местного масштаба), вообще способен вызвать разные чувства - от брезгливости до…ощущения пародийности характера. В зависимости от этого реакция на данную картину двояка, но в каждом случае проще всего обвинить Скорсезе в издевательстве над зрителями, которые всё-таки проявили большой интерес к новому варианту «Мыса страха» - и отнюдь не из-за одного стремления к «запретному плоду», подобно юной Дэниел, неудержимо влекомой к опасным страстям.
Вглядевшись внимательнее в суть изменений и в авторскую трактовку, можно увидеть своеобразную перекличку «Мыса страха» с «Таксистом», безусловно, признанным большинством критиков. Шофер Трэвис, одержимый благородным порывом очищения мира от скверны, помимо по-особому понятых христианских заповедей, также пытался следовать заветам дзэн-буддизма, а в практическом плане - самурайскому кодексу бусидо. Ему удалось спасти двенадцатилетнюю девочку от занятий проституцией, перестреляв ради этого несколько сутенёров - но в результате таксист после выхода из клиники вновь возвращается в никуда не исчезнувший ад, в который даже не надо «мостить дорогу».
Персонаж Де Ниро в «Мысе страха» представляет уже оборотную, точнее -оборотническую сторону этого типа, у которого благие намерения превратились в болезненное желание самоутверждения, в жажду жестокого диктата, подавления других из-за собственной несостоятельности. Мечта об абсолютной власти, о карающей деснице Господа делает его жалким заложником своих же униженных инстинктов, рабом низменных помыслов, зверем буйных рефлексов. Человек вырождается в нелюдя, дьявольское берёт верх над разумом. И мыс страха - как узкая грань между двумя мирами, разными сущностями одной персоны. Так легко её переступить - и посчитать себя вправе судить чужие грехи. Ведь благополучный адвокат, по версии Скорсезе, тоже причастен к происшедшему, хотя бы потому, что на суде утаил ряд подробностей о прежней жертве Кейди, а при новой встрече с ним сразу пожелал откупиться, тем самым косвенно признав и собственную вину.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments