На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«ФОРТЕПИАНО» (The Piano)
Австралия - Новая Зеландия - Франция. 1993. 121 минута.
Режиссёр Джейн Кэмпион (Jane Campion)
Автор сценария Джейн Кэмпион (Jane Campion) 
Оператор Стюарт Драйбёрг (Stuart Dryburgh)
Художник Эндрю МакЭлпайн (Andrew McAlpine)
Композитор Майкл Наймен (Michael Nyman)
В ролях: Холли Хантер (Holly Hunter), Харви Кайтел (Harvey Keitel), Сэм Нил (Sam Neill), Анна Пэкуин (Anna Paquin), Керри Уокер (Kerry Walker), Женевьев Лемон (Geneviève Lemon), Танджия Бейкер (Tangia Baker), Иэн Мьюн (Ian Mune), Питер Деннет (Peter Dennett), Те Уатануи Скипуиз (Te Whatanui Skipwith), Пит Смит (Pete Smith), Брюс Оллпресс (Bruce Allpress)
Премии: главный приз (поровну с фильмом «Прощай, моя наложница» / Ба ван бье цзи) и премия за женскую роль на МКФ в Канне, 11 премий Австралийского киноинститута - за фильм, режиссуру, оригинальный сценарий, главные мужскую и женскую роли, работу оператора и художника, костюмы (Джанет Пэттерсон - Janet Patterson), музыку, монтаж (Вероника Жене - Veronika Jenet) и звук (Ли Смит, Тони Джонсон, Гезин Крег, Питер Тауненд, Аннабелл Шиэн - Lee Smith, Tony Johnson, Gethin Creagh, Peter Townend, Annabelle Sheehan), 3 «Оскара» - за оригинальный сценарий, главную (Холли Хантер) и второплановую (Анна Пэкуин) женские роли, «Золотой глобус» за главную женскую роль в драме, приз Национального совета обозревателей в США за главную женскую роль, 3 премии БАФТА - за главную женскую роль, работу художника и костюмы, призы «Независимый дух» в США, «Сезар» во Франции, «Роберт» в Дании и «Золотой жук» в Швеции за лучший иностранный фильм, «Бодиль» в Дании за лучшую неамериканскую ленту, премия на операторском фестивале «Камеримаж», приз «Кинема дзюнпо» в Японии за лучшую иностранную картину по итогам 1994 года
Оценка - 8 (из 10)

Эстетская историческая мелодрама

Замолчавшая ещё в возрасте шести лет шотландка Ада, страстная любительница музыки, выходит замуж по переписке и вместе со своей девятилетней дочерью Флорой (об её отце известны только легенды, сочинённые самой девочкой), а главное - со старинным роялем (поэтому распространённый перевод «Пианино» явно не точен) прибывает в далекую Новую Зеландию. Стюарт, новый муж Ады, наотрез отказывается тащить по непролазной грязи и крутым тропам музыкальный инструмент, который дорог её сердцу, служа своего рода выразителем интимных переживаний одинокой и мало кем понимаемой женщины. Но странный англичанин Джордж Бейнс, который давно живёт по соседству с аборигенами из племени маори и словно тоже превратился в естественного человека, чувствуя страдания Ады и испытывая влечение к ней самой, а также и к музыке, перевозит фортепиано в свой дом и начинает брать музыкальные уроки. Однако это больше напоминает эротические пассажи некоего эксгибиционистско-вуайеристского толка.
Картина новозеландской постановщицы Джейн Кэмпион как бы завершает её трилогию об отчасти ущербных, но невероятно талантливых, жаждущих любви и сочувствия молодых женщинах - сначала были ленты «Милочка» и «Ангел за моим столом». Причём «Фортепиано», помимо главной премии на Каннском фестивале, разделённой с китайским фильмом «Прощай, моя наложница», удостоилось немалого числа призов по всему миру - от Дании до Японии. Американская актриса Холли Хантер, прекрасно сыгравшая трудную роль Ады практически лишь при помощи взглядов и жестов, получила награду в Канне, а ещё «Золотой глобус» и «Оскар» в США (что, впрочем, соответствует американской моде на возвеличивание образов всевозможных отверженных и несчастных особ). Куда неожиданнее премия Киноакадемии досталась 11-летней Анне Пэкуин, которая исполнила роль дочери Ады. Наконец, сама Джейн Кэмпион была отмечена «Оскаром» за оригинальный сценарий.
Фильм пользовался в США немалым коммерческим успехом (аудитория «Фортепиано» составила около 10 млн. зрителей), будучи воспринят как голливудская love story викторианских времён (отношения Ады, Стюарта и Джорджа дают повод для мелодраматической трактовки классического треугольника муж-жена-любовник), которая разворачивается в Новой Зеландии на фоне дикой природы. А вот европейцы были склонны отыскивать и романтически-готические, и сюрреалистически-фрейдистские корни в данной ситуации «любви втроём», фортепиано же вообще интерпретировать как эротический объект. Только странно, что никто из критиков не отметил наличие своеобразной цитаты из «Андалузского пса» Луиса Бунюэля: ведь Ада в одном из финальных кадров «Фортепиано» оказывается буквально привязанной к музыкальному инструменту, будто к предмету своих комплексов и носителю подавляющих норм морали, культуры и цивилизации.
Кроме того, Кэмпион признавалась, что хотела соединить, казалось бы, несоединимое - бурные страсти из «Грозового перевала» Эмилии Бронте и атмосферу непознаваемости иной цивилизации, такую, как в антиутопии «2001 год: Космическая одиссея» Стенли Кубрика. И её «Фортепиано» не может не захватить благодаря стихийности и необычности вырвавшихся наружу чувств героев, хотя в сюжетной конструкции есть некоторая заданность и просчитанность, даже несмотря на то, что загадочный финал многих повергает в сомнение по поводу истинного разрешения конфликта в этом «любовном треугольнике с фортепиано».
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пора вернуться к невыполненным заказам

    Больше месяца я был вынужден заниматься только книгой и не мог выполнить те заказы на просмотры фильмов, которые давно мне сделали трое читателей.…

  • А работа продолжается

    Договорился о презентации электронного шеститомного проекта "5000 фильмов" - 16 декабря в 19 часов в Библиотеке на Шаболовке. Также намерен…

  • Отправляю первый том первому читателю

    Уже точно я успел завершить до наступления календарной зимы работу над первым томом "5000 фильмов". И сейчас отправлю тому читателю,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • Пора вернуться к невыполненным заказам

    Больше месяца я был вынужден заниматься только книгой и не мог выполнить те заказы на просмотры фильмов, которые давно мне сделали трое читателей.…

  • А работа продолжается

    Договорился о презентации электронного шеститомного проекта "5000 фильмов" - 16 декабря в 19 часов в Библиотеке на Шаболовке. Также намерен…

  • Отправляю первый том первому читателю

    Уже точно я успел завершить до наступления календарной зимы работу над первым томом "5000 фильмов". И сейчас отправлю тому читателю,…