На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

«МАЛЕНЬКАЯ ВОРОВКА» (La petite voleuse)
Франция. 1988. 108 минут.
Режиссёр Клод Миллер (Claude Miller)
Авторы сценария Франсуа Трюффо (François Truffaut), Клод де Живре (Claude de Givray)
Адаптация сценария Люк Беро (Luc Béraud), Клод Миллер (Claude Miller), Анни Миллер (Annie Miller) 
Оператор Доминик Шапюи (Dominiqie Chapuis)
Художник Жан-Пьер Коют-Свелко (Jean-Pierre Kohut-Svelko)
Композитор Ален Жоми (Alain Jomy)
В ролях: Шарлотт Генсбур (Charlotte Gainsbourg), Дидье Безас (Didier Bezace), Симон де Ла Бросс (Simon de La Brosse), Клотильд де Бейзе (Clotilde de Bayser), Рауль Бийре (Raoul Billerey), Шанталь Банлье (Chantal Banlier) Натали Кардон (Nathalie Cardone), Рене Фор (Renée Faure), Катрин Ардити (Catherine Arditi), Жильбер Баон (Gilbert Bahon)
Премии: приз Французского синдиката критиков за фильм
Оценка - 8 (из 10)

Молодёжная драма

Клод Миллер принадлежит к поколению французских режиссёров как бы «между двумя волнами» - «новой» и «новейшей», поскольку дебютировал в 70-е годы. И занимает в этом ряду место, которое следовало бы сопоставить с положением Луи Маля в «новой волне», хотя Миллера чаще сравнивают с Франсуа Трюффо, тем более что Клод в молодости сотрудничал на его фильмах, а спустя годы даже обратился в картине «Маленькая воровка» к непоставленному сценарию известного мастера кино. Разумеется, Клод Миллер - лирик, поэт, воспаряющий над бытом, чуткий мелодист, который умеет расслышать подспудную музыку жизни, внутренний ритм существования человеческих душ. Его персонажей также можно назвать существами с «нежной кожей» (если использовать название известной ленты Трюффо), интуитивными созданиями, не утратившими способность к детской непосредственности восприятия реальности или поступающими спонтанно, с необъяснимой женской прозорливостью. Не случайно, что героями оказываются импульсивные женщины, по-женски ведущие себя мужчины или, наконец, юные девушки («Дерзкая девчонка», «Маленькая воровка» и «Аккомпаниаторша» образуют своеобразную трилогию Клода Миллера).
И всё-таки этот постановщик ближе по художественной манере именно к Малю, который предпочитал обращаться не просто к интимным, самым личным человеческим проблемам, но, прежде всего, к судьбам по-своему отверженных: они не вписываются в нормы морали, не влезают в общий ранжир и даже чужды для окружающих. Мотив определённого вызова со стороны героев, дерзкого и сумасбродного бунтарства в той или иной степени подхвачен во всех фильмах Миллера, хотя он явно микшируется ради более важной мелодии, чуть печальной сюиты о необходимости теплоты, душевности и искренней любви по отношению и к тем, кто первоначально раздражает, вызывает подозрение. «Скажите им, что я люблю их» - таков девиз творчества Клода Миллера (перефразируя заголовок его фильма «Скажите ей, что я люблю её»).
Вот и шестнадцатилетняя Жанин из «Маленькой воровки» может кому-то не понравиться как злостная клептоманка, которая крадёт одежду и предметы женского туалета, чтобы поскорее выглядеть настоящей женщиной, способной очаровывать красивых и богатых мужчин. Её надо бы подвергнуть изоляции от общества, насильственному заключению в колонии, где вряд ли кто и когда-нибудь исправился - напротив, покатился дальше по наклонной плоскости. Жанин - будто девический вариант подростка Антуана Дуанеля, ставшего, как известно, альтер-эго Франсуа Трюффо, его лирическим киногероем, который менялся на протяжении двух десятков лет. Но для Миллера, вновь пригласившего после «Дерзкой девчонки» юную и талантливую Шарлотт Генсбур, эта самая «маленькая воровка» - скорее, женщина-ребёнок, милая подружка, которая никак не избавится от своих романтических иллюзий и не позабудет, что её детские шалости отныне наказываются уже по взрослым меркам. Жанин, выросшая в бедности и унижении, малообразованная и наивная, мечтательная и вульгарная, робкая и страстная могла бы стать благодатным человеческим материалом для неординарной личности, превратиться в Галатею в руках Пигмалиона, достанься на её долю не жалкий и слабый роман с местным интеллектуалом, а сильная, уважительная и деятельная любовь того, кто оценил бы в этом enfant terrible задатки потрясающей женщины.
Режиссёр испытывает сожаление, что эта героиня, как и множество других непонятых и не одарённых «роскошью общения», в лучшем случае повторит беспросветную жизнь обделённых родителей. Он-то любит всех своих заблудших и страждущих, по мере возможности тактично и чуть приглушённо по эмоциям, без излишней истерики, словно аккомпанирует их разным судьбам, но всё равно не может сделать счастливыми. Американские критики, даже хваля «Маленькую воровку», упрекали её за неясный финал. Но для своеобразного «кинопианиссимо» Клода Миллера достаточно и того, что оно способно пробудить в ком-то из зрителей чувства признательности за режиссёрскую проникновенность и любовь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments