На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:
“ДРАКУЛА БРЭМА СТОКЕРА” (Bram Stoker’s Dracula)
США. 1992. 128 минут.
Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола (Francis Ford Coppola)
Автор сценария Джеймс В. Харт (James V. Hart) по роману Брэма Стокера (Bram Stoker) 
Оператор Михаэль Балльхаус (Michael Ballhaus)
Главный художник Томас Сэндерс (Thomas Sanders)
Художник Эндрю Прект (Andrew Precht)
Композитор Войчех Киляр (Wojciech Kilar)
В ролях: Гэри Олдмен (Gary Oldman), Уинона Райдер (Winona Ryder), Энтони Хопкинс (Anthony Hopkins), Киану Ривз (Keanu Reeves), Ричард Грант (Richard Grant), Кэри Элвс (Cary Elwes), Билл Кэмбелл (Bill Campbell), Том Уэйтс (Tom Waits), Сэди Фрост (Sadie Frost), Моника Беллуччи (Monica Bellucci), Микаэла Берку (Michaela Bercu), Флорина Кендрик (Florina Kendrick), Джей Робинсон (Jay Robinson)
Премии: 3 “Оскара” - за костюмы (Эйко Исиока), грим (Мишель Бёрк, Грег Кэнном, Мэтью У. Мангл - Michele Burke, Greg Cannom, Matthew W. Mungle), звуковые эффекты (Том МакКарти, Дэвид Стоун - Tom McCarthy, David Stone)
Кассовые сборы - $82,5 млн. в США (в пересчёте по состоянию на 2007 год - $134,6 млн.), $215,9 млн. в мире
Посещаемость - 19,9 млн. зрителей в США
Оценка - 7,5 (из 10)

Историко-мистический фильм ужасов

Лента Фрэнсиса Форда Копполы - не просто очередная вариация одного из самых экранизируемых сюжетов о графе-вампире из Трансильвании. Имя английского писателя Брэма Стокера, создавшего в 1897 году роман “Дракула” и прославившегося благодаря этому, вынесено в название картины для того, чтобы подчеркнуть следование без малого столетней традиции трактовки образа Дракулы и подтвердить пристрастие постановщика к романтически-мистической трактовке событий, которые чаще всего становились лишь поводом для демонстрации внешних ужасов.
Можно вспомнить о том, что ещё в начале своей творческой карьеры Фрэнсис Форд Коппола отдал дань так называемому “готическому направлению” в фильме “Безумие 13”, чьё действие происходило в ирландском замке, хоть и в наши времена. А в “Дракуле” Брэма Стокера, появившейся на излёте викторианской эпохи, к тому же и на изломе веков, когда особенно обостряются таинственные, спиритические и потусторонние настроения, американского режиссёра, конечно же, прельстила идея проникновения загадочного, непостижимого, варварского и дьявольского в атмосферу чинного, респектабельного мира лондонских аристократов.
Румыния XV столетия времён правления Влада III, прозванного Сажателем на кол, вторгается вместе с неумирающим Дракулой в тихое и благопристойное существование юных британцев Мины и Джонатана, невесты и жениха, которые узнают о наличии запредельных явлений, перевоплощении душ и мучительном отчаянии того, кто бросил вызов Богу за смерть своей возлюбленной несколько веков назад. С одной стороны, версия Копполы - типичная любовная история, ещё одна сказка о “красавице и чудовище” (Мина - как бы новая ипостась любимой девушки Дракулы), воссозданная с голливудским размахом, поистине “от всего сердца”.
Но с восторгом восприняв предложение молодой актрисы Уиноны Райдер, как раз сыгравшей Мину и её предыдущее воплощение на свете, с которой он хотел поработать ещё в третьей серии “Крёстного отца”, постановщик “Дракулы Брэма Стокера” всё же не ограничился привлекательной для зрителей готической мелодрамой. Он стремился создать Great Spectacle по канонам голливудского Большого стиля, не забыв и об интеллектуальной публике. И предложил ей своеобразную киноэнциклопедию “дракулизма”, в основном ориентируясь на “Носферату, призрак ночи” Вернера Херцога (в свою очередь, это римейк знаменитой картины “Носферату, симфония ужаса” Фридриха Вильгельма Мурнау, снятой ещё в 1922 году в манере немецкого экспрессионизма).
Фрэнсис Форд Коппола поставил истинно постмодернистское кино - не только смешав стили и жанры, наполнив повествование целым рядом литературных, живописных, кинематографических и прочих культурных цитат. Он набрал сознательно интернациональный состав съёмочной группы: оператор Михаэль Балльхаус - немец, снявший 15 фильмов Райнера Вернера Фассбиндера; композитор Войчех Киляр - поляк, который работал с Анджеем Вайдой и Кшиштофом Занусси, был назван Джоном Кейджем “Папой современной музыки”; художник по костюмам Эйко Исиока - японка, неоднократно получавшая призы за свои необычные работы и на этот раз удостоенная “Оскара” за костюмы к “Дракуле”. Среди исполнителей много англичан - Гэри Олдмен, Энтони Хопкинс, Сэди Фрост, Кэри Элвс, а трёх невест Дракулы сыграли итальянка Моника Беллуччи, Микаэла Берку из Израиля и румынка Флорина Кендрик.
Но гораздо важнее другое - после ряда провалов и полуудач, будучи вынужденным для улучшения финансового положения специально поставить “Крёстного отца, часть III”, Коппола сумел в “Дракуле Брэма Стокера” найти баланс между высокохудожественным и коммерчески-зрелищным. Лента пользовалась неожиданно значительным успехом в прокате, широко обсуждалась в различных кинематографических изданиях, правда, скромнее была встречена на церемонии награждения “Оскарами”. И во время просмотра всё же не покидает ощущение, что вопреки немалым претензиям прославленного американского режиссёра на кинематографическое новаторство и философичность произведения, скромный немой шедевр Мурнау был неизмеримо умнее, прозорливее и запредельнее по своей сути.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments