На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«БЛАГОСЛОВИ ЗВЕРЕЙ И ДЕТЕЙ» (Bless the Beasts & Children)
США. 1971. 109 минут.
Режиссёр Стенли Крамер (Stanley Kramer)
Автор сценария Мэк Бенофф (Mac Benoff) по роману Глендон Суорзаут (Glendon Swarthout) 
Оператор Мишель Юго (Michel Hugo)
Композиторы Перри Боткин-младший (Perry Botkin Jr.), Бэрри Де Ворзон (Barry De Vorzon)
В ролях: Билл Мьюми (Bill Mumy), Бэрри Робинс (Barry Robins), Майлс Чэпин (Miles Chapin), Дарел Глейсер (Darel Glaser), Боб Крамер (Bob Kramer), Марк Ваханян (Marc Vahanian), Джесси Уайт (Jesse White), Кен Суоффорд (Ken Swofford), Элен Деври (Elaine Devry)
Премии: премия экуменического жюри (поровну с лентой «Четыре ночи Мечтателя» - Quatre nuits d’un reveur) на МКФ в Западном Берлине
Оценка - 7,5 (из 10)

Драма

Теперь имя Стенли Крамера практически неизвестно современным зрителям, так что даже не удивляешься, когда на радио «Эхо Москвы», хоть и отмечая ради приличия очередную дату рождения этого американского режиссёра и продюсера, запросто заявляют, что в советском кинопрокате было только два его фильма - «Нюрнбергский процесс» и «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир». Хорошо, что в Рунете можно найти личные свидетельства зрителей, до сих пор помнящих свои детские впечатления от «душераздирающей» (как сказали бы сейчас) ленты «Благослови зверей и детей». В ней несколько американских подростков, стремясь защитить бизонов от бездумного уничтожения, вступают, по сути, в конфликт с окружающим миром, что по тем временам молодёжного бунтарства должно было бы восприниматься как бальзам на душу свободолюбивых граждан США. Однако финал картины (ребятам, всё преодолевшим на своём пути, удаётся-таки открыть загон с обречёнными бизонами, но животные упорно не хотят покидать ставшее уже привычным стойло) неоднозначен и заставляет задуматься над тем, насколько и люди, да и целые страны, способны распорядиться неожиданно доставшейся им свободой.
Когда Крамер умер в 2001 году в весьма преклонном возрасте (а именно - на 88-м году жизни), фактически не работая в кино целых 22 года, эта кончина вызвала довольно разноречивые отклики в США. Одни считали, что Стенли Крамер являлся лишь «рекламной вывеской для обнародования либеральных дел», другие были склонны называть его «совестью индустрии развлечения», от которой Голливуд постарался избавиться при первом удобном случае. Пока режиссёр боролся в своих фильмах против маккартизма, расизма, гонки ядерных вооружений, нацизма, антисемитизма, истребления животных и равнодушного отношения к детским судьбам, он оставался всё-таки приемлемым для американского общества. Но уже в конце 60-х годов, когда начал стремительно меняться Голливуд, тогда ещё не достигший 60-летнего возраста Крамер стал казаться «дремучим консерватором», который даже в самой удачной ленте того периода «Благослови детей и зверей» представлялся многим в качестве строгого ментора, «брюзжащего старикана», якобы не способного понять протестующее молодое поколение. Стенли Крамер как бы выпал из кинематографического, а главное - общественного контекста Америки, зато знаменательно начал запоздало поощряться в СССР (в частности, отмечен Золотым призом на Московском кинофестивале в 1973 году).
А после смерти этого мастера кинематографа кажутся явно несправедливыми нападки на него в США и почти полное забвение у нас. Восторжествовавшая в Соединенных Штатах политкорректность в жизни и искусстве на самом-то деле имеет малое отношение к подлинной политической и социальной свободе, а тем более к истинной гуманности к людям другого цвета кожи, вероисповедания, положения в обществе. Она объясняется, как правило, идеологической целесообразностью и некими придуманными правилами хорошего тона в общественной сфере. Вот для таких блюстителей показной политкорректности главным является как раз афиширование своей либеральной деятельности.
А Крамера, ныне упрекаемого в излишнем следовании в собственном творчестве самым разным политически и социально значимым темам (интересно, например, что Квентин Тарантино назвал Оливера Стоуна «Стенли Крамером со стилем»), напротив, трудно было бы заподозрить в неискренности, «дежурности» посланий чуть ли не всему человечеству. Он-то делал это страстно и увлечённо, одержимо и обеспокоенно. Но прежде всего - человечно. Ленты Крамера продолжают воздействовать не на социально-политическом, идеологическом уровне, а благодаря сопереживанию конкретным человеческим судьбам и всему представленному на экране сообществу различных индивидуумов, которые (как те самые бизоны) рискуют исчезнуть безвозвратно в пучине общественных, исторических и цивилизационных катаклизмов. «Се человек!» - так можно было бы написать на могиле автора таких картин, как «Благослови зверей и детей».
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Средняя продолжительность кадра - 12,7 секунд

    По составленному мною монтажному листу фильма "...и будет дочь" всего получился 331 кадр. Если разделить общий хронометраж ленты (70 минут…

  • Милашки не в розовом

    Рецензия написана для ivi.ru Сначала удивляешься, что оказался действительно любопытным по разным параметрам фильм «Не беременная»…

  • Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг

    Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг (средний балл - 4,07) «Мюзикл воскресной школы» / «Внеклассный мюзикл» / Sunday School Musical…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments