На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«ТАКСИСТ» (Taxi Driver)
США. 1976. 113 минут.
Режиссёр Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
Автор сценария Пол Шредер (Paul Schrader) 
Оператор Майкл Чэпмен (Michael Chapman)
Художник Чарльз Роузен (Charles Rosen)
Композитор Бернард Херрманн (Bernard Herrmann)
В ролях: Роберт Де Ниро (Robert De Niro), Сибил Шепард (Sybill Shepherd), Харви Кайтел (Harvey Keitel), Джоди Фостер (Jodie Foster), Питер Бойл (Peter Boyle), Леонард Хэррис (Leonard Harris), Альберт Брукс (Albert Brooks), Виктор Арго (Victor Argo), Дайэнн Эббот (Diahnne Abbott), Гарт Эвери (Garth Avery)
Премии: главный приз на МКФ в Канне, 3 премии БАФТА - за музыку, второплановую женскую роль (Джоди Фостер) и начинающей актрисе (Джоди Фостер - также за роль в фильме «Багси Мэлоун»), специальный приз «Давид» Донателло» в Италии за игру Джоди Фостер, «Голубая лента» в Японии за лучшую иностранную картину и премия «Кинема дзюнпо» иностранному режиссёру, в 1994 году включён в Национальный регистр фильмов
Кассовые сборы - $27,3 млн. в 1976 году (в пересчёте по состоянию на 2007 год - $86,8 млн.), $1 млн. в 1996 году, всего - $28,3 млн. (в пересчёте по состоянию на 2007 год - $88,3 млн.)
Посещаемость - 12,8 млн. зрителей в 1976 году, 0,2 млн. зрителей в 1996 году
Оценка - 9,5 (из 10)

Экзистенциальная драма

После первого просмотра этот фильм может даже не понравиться, показаться слишком жёстким и жестоким (интересно, что признанный американский драматург Теннеси Уильямс, который возглавлял в 1976 году жюри Каннского кинофестиваля, наградившее «Таксист» главной премией, всё же по вынесении данного вердикта сетовал на рост насилия в обществе и в кино). Ведь по сюжету, шофёр такси Трэвис из Нью-Йорка, бывший участник войны во Вьетнаме, который тяжело приспосабливается к нормальной жизни, первоначально хочет совершить покушение во время политических выборов, а в результате устраивает настоящую «кровавую бойню» в борделе. Сценарист Пол Шредер потом признавался, что основывал свой рассказ на дневниках Артура Бремера, который чуть было не стал убийцей.
Повествование действительно поначалу не располагает к сочувствию и сопереживанию. Только со второго или вообще с третьего раза удаётся разглядеть подлинную драму одиночества и неприкаянности человека, который вынужден работать по ночам в опустевшем, холодном, «теневом», мрачном, враждебном - адском ночном Нью-Йорке. И картина 33-летнего Мартина Скорсезе - отнюдь не триллер об убийце, который был обижен красивой молодой девушкой из штаба по подготовке выборов американского президента, а потом совершил акцию возмездия за то, что существуют на свете малолетние проститутки.
Ключ к разгадке данной ленты - в том, как контрастен дневной и ночной облик одного и того же города, его фасад и изнанка (оператор Майкл Чэпмен постарался на славу). Композитор Бернард Херрманн, который создавал тревожную атмосферу действия в фильмах Альфреда Хичкока, в своей предсмертной работе (кстати, «Таксист» посвящён именно Херрманну) противопоставил «кромешной тьме жизни» мелодии с блюзовой интонацией, всё-таки внушающей надежду (это своего рода Mo Better Blues). Перед нами - своеобразный «спиричуэл» страдающей от несправедливости мира и непонимания ближних одинокой души «полуночного таксиста», словно нью-йоркского Орфея в аду. И, конечно, великолепная игра Роберта Де Ниро, постоянного актёра и «альтер-эго» Мартина Скорсезе, позволяет увидеть истинную человеческую драму героя, который выброшен на обочину жизни и от отчаяния сам бросил беспощадный вызов обществу и системе.
Но следуя традициям более трезвых и горьких картин 70-х годов об «изгоях Америки», режиссёр заканчивает свою ленту об «искателе абсолюта с пистолетом «Магнум» в руках» (по точному выражению одного польского критика) обманчивым хэппи-эндом. Трэвис возвращается из больницы и вновь становится таксистом в ночном Нью-Йорке. Новый круг ада?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Загранпаспорт теперь есть, а вот приглашений нету

    Получил сегодня заграничный паспорт. Но пригодится ли он мне? Помнится, что в прошлый раз, когда я оформил себе загранпаспорт, в итоге вообще никуда…

  • Найти выход в охоте на лис

    Рецензия написана для ivi.ru Третья полнометражная работа британского режиссёра Джерарда Джонсона, который снимает с периодичностью один фильм в…

  • Я как сапожник без сапог

    Некоторые удивляются, что я отказался обсуждать фильм "Дюна". Но и раньше пару раз я не принимал участие в программе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments

Recent Posts from This Journal

  • Загранпаспорт теперь есть, а вот приглашений нету

    Получил сегодня заграничный паспорт. Но пригодится ли он мне? Помнится, что в прошлый раз, когда я оформил себе загранпаспорт, в итоге вообще никуда…

  • Найти выход в охоте на лис

    Рецензия написана для ivi.ru Третья полнометражная работа британского режиссёра Джерарда Джонсона, который снимает с периодичностью один фильм в…

  • Я как сапожник без сапог

    Некоторые удивляются, что я отказался обсуждать фильм "Дюна". Но и раньше пару раз я не принимал участие в программе…