На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«НЕЖНОСТЬ»
СССР. 1966. 74 минуты.
Режиссёр Эльёр Ишмухамедов
Автор сценария Одельша Агишев 
Оператор Дильшат Фатхулин
Художник Магомет Чочиев
Композитор Богдан Троцюк
В ролях: Родион Нахапетов, Мария Стерникова, Ровшан Агзамов, Мадина Махмудова, Светлана Бородина, Талят Рахимов, Шухрат Иргашев, Рустам Сагдуллаев
Зрительский успех - 9,3 млн. при 508 копиях
Оценка - 8,5 (из 10)

Молодёжная лирическая драма

В этом фильме всего лишь 24-летнего Эльёра Ишмухамедова, а через три года и в ленте «Влюблённые» Родион Нахапетов сыграл не просто обаятельных, душевных, внутренне цельных, щедро растрачивающих запасы доброты молодых людей, но героев того времени, представителей поколения, чья юность пришлась на вторую половину 60-х годов. Именно сейчас поражает, как точно схвачен в этих картинах дух времени. Легче всего воспроизвести его внешний, узнаваемый облик, черты современника, какие-то приметы эпохи. Но сколько фильмов и героев исчезло, так и не запомнившись. Авторское чувство времени может возникнуть только из личностного отношения ко всему происходящему в кадре, а главное - за кадром, в том настоящем, когда создаётся произведение. Время, пропущенное сквозь собственную судьбу, осознанное и пережитое, входит в произведение как ток, как нерв. Внутренние затраты, необходимые для создания образа, определяют его весомость и созвучие с эпохой. Хотя существует тайна взаимоотношения героя и времени, и мы иногда сами не догадываемся: почему в данный момент оказался нужен именно этот герой? И не всегда сразу принимаем его - необходима дистанция, чтобы понять, что герой не случаен, а типичен, выражает наши мысли и надежды. Главное же - неотъемлемо связан с поколением, к которому принадлежит...
В отличие, например, от лент Марлена Хуциева тоже о тех, кто родился накануне или во время войны, «Нежность» и «Влюблённые» обращены прежде всего к настоящему, хотя воспоминание о прошлом является для героев их точкой отсчёта, их совестью. Судьба персонажей не исчерпывается тем, что происходит с ними в данный момент. Герои Родиона Нахапетова имеют сложную, порой трагическую биографию - трудное послевоенное детство, жизнь в детдоме, без родителей и родных, лишения юности, когда приходилось самим пробивать дорогу в жизни, искать своё место в мире. Но навсегда в их памяти остались уроки человечности и доброты самых разных людей, принявших посильное участие в судьбах детей войны; ещё более окрепла с годами искренняя и нежная привязанность к друзьям детских лет, необходимость помощи друг другу...
Тимур в «Нежности» признаётся Лене в любви, заранее зная, что она ответит «нет»: он убеждён, что девушка любит другого. С Леной связана вся жизнь, начиная с детства. Тимура мучает возникшее между ними непонимание, он пытается всё высказать уходящей от объяснений Лене. А услышав горькое «нет», даже не покажет вида, что растерян - будет шутить, говорить глупости, веселиться в компании друзей, вспоминать о карнавале, когда люди улыбаются, хотя им очень грустно. Только девочке Мамуре может признаться, что самый близкий человек способен сделать невыносимо больно, а ещё поведать ей о чувстве бесконечной нежности, которое испытывала героиня рассказа Анри Барбюса к своему любимому, решив уйти из жизни так, чтобы он узнал об этом только много лет спустя, без боли и страданий. Тимур держится мужественно, с достоинством, а в душе покоя нет - не хочет примириться, быть более снисходительным к людям и прощать их ошибки.
Позже он узнает, как Лена спасла ребёнка, а сама умерла - не выдержало её больное сердце. И с опозданием поймёт, как был не прав и жесток, не видел искренних чувств и нежности Лены, боявшейся сделать несчастным другого человека из-за своей болезни. Тимур не ищет для себя оправдания, накопившиеся эмоции выхлёстываются наружу. Ему трудно опомниться от внезапной душевной раны, осознать непоправимость собственной ошибки. Но этот урок Тимур не забудет никогда.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Когда смартфон захватывает кого-то сильнее

    Не перестаю удивляться, что и на пресс-показах попадаются такие умники, которые почти на протяжении всего фильма сидят, уткнувшись в свои смартфоны,…

  • Фильмы Кристиана Кариона

    Фильмы Кристиана Кариона (средний балл - 5,3) «Счастливого Рождества» / Joyeux Noël…

  • Вместо нелюбви

    Рецензия написана для ivi.ru Можно предположить, что режиссёрам довольно скучно делать авторимейки, переснимая по-английски те фильмы, которые были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments