На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

“БЕЛЫЕ НОЧИ” (Le notti bianche)
Италия-Франция. 1957. 99 минут.
Режиссёр Лукино Висконти (Luchino Visconti)
Авторы сценария Сузо Чекки д’Амико (Suso Cecchi d'Amico) и Лукино Висконти (Luchino Visconti) по повести Фёдора Достоевского 
Оператор Джузеппе Ротунно (Giuseppe Rotunno)
Художники Марио Кьяри (Mario Chiari) и Марио Гарбулья (Mario Garbuglia)
Композитор Нино Рота (Nino Rota)
Использована музыка Джоаккино Россини (Gioacchino Rossini)
В ролях: Мария Шелл (Maria Schell), Марчелло Мастроянни (Marcello Mastroianni), Жан Маре (Jean Marais), Клара Каламаи (Clara Calamai), Леонильде Монтези (Leonilde Montesi), Марчелла Ровена (Marcella Rovena), Дик Сэндерс (Dick Sanders), текст от автора читает Джорджо Альбертацци (Giorgio Albertazzi)
Премии: “Серебряный Лев” на МКФ в Венеции
Оценка - 8,5 (из 10)

Драма

Итальянские режиссёры часто экранизировали классические произведения русской литературы XIX века, как правило, перенося действие в современность и приспосабливая к реалиям жизни в Италии. Тем не менее эти фильмы не кажутся модернизированными, далёкими от первоисточников, а достаточно точно и тонко передают их дух и гуманистический пафос. Лукино Висконти и в театре, и в кино обращался к литературе разных стран, находя в иноязычных книгах близкое себе и своему времени содержание, те вечные вопросы, которыми одержим истинный художник, где бы он ни жил. В его экранизации повести Федора Достоевского, пожалуй, впервые прозвучал мотив о губительности красоты, ниспосланной в мир (в частности, в образе романтически-инфернального Жильца), о невозможности осуществления в этой реальности самых искренних человеческих чувств. Позже это более отчётливо и ярко будет выражено режиссёром в последних работах, начиная со “Смерти в Венеции”.
Лента “Белые ночи” решена почти в традициях киноэкспрессионизма 20-х годов - город Ливорно, вообще-то снятый в павильоне, выглядит почти нереальным, придуманным, пригрезившимся, подан в мягкой, словно размытой тональности, хотя ряд неореалистических деталей взрывают изнутри эту иллюзию. Надо вспомнить, что данная картина появилась уже в период “розового неореализма”. Спор с “сиропными комедиями про бедняков” незримо присутствует в ткани повествования. В то же время Висконти не может не заметить опасности “экономического бума”, охватившего Италию в конце 50-х годов, когда стабилизация общества и включение страны в число развитых держав Европы уже оборачивались определёнными потерями в нравственном и психологическом состоянии нации. Как Микеланджело Антониони в “Крике”, а Федерико Феллини в “Ночах Кабирии” (оба фильма - тоже 1957 года), Лукино Висконти прозорливо угадывал рост отчуждения в приобретающем внешний лоск процветания “обществе потребления”.
Сцена танцев в баре - лучшая в ленте, заражающая и восхищающая даже спустя почти полвека. Миг высвобождения, раскованности, беспечности человеческой натуры, ощущения радости жизни таит грядущий слом, крах надежд. А в механических ритмах рок-н-ролла неуловимо чувствуется угроза, что разъединение в танце, групповой экстаз тех, кто избавляется от своих комплексов в телодвижениях под суматошную музыку - синонимы “одиночества в толпе”, непереносимой некоммуникабельности чувств.
Subscribe

  • Средняя продолжительность кадра - 12,7 секунд

    По составленному мною монтажному листу фильма "...и будет дочь" всего получился 331 кадр. Если разделить общий хронометраж ленты (70 минут…

  • Милашки не в розовом

    Рецензия написана для ivi.ru Сначала удивляешься, что оказался действительно любопытным по разным параметрам фильм «Не беременная»…

  • Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг

    Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг (средний балл - 4,07) «Мюзикл воскресной школы» / «Внеклассный мюзикл» / Sunday School Musical…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment