На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

“ФИЦКАРРАЛЬДО” (Fitzcarraldo)
ФРГ. 1982. 157 минут.
Режиссёр Вернер Херцог (Werner Herzog)
Автор сценария Вернер Херцог (Werner Herzog) 
Оператор Томас Маух (Thomas Mauch)
Художники Ульрих Бергфельдер (Ulrich Bergfelder), Хеннинг фон Гирке (Henning von Gierke)
Композитор Пополь Вух (Popol Vuh) - псевдоним Флориана Фрике (Florian Fricke)
Использована музыка Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini), Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi), Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini), Рихарда Штрауса (Richard Strauss)
В ролях: Клаус Кински (Klaus Kinski), Жозе Левгой (Jose Lewgoy), Мигель Анхел Фуэнтес (Miguel Angel Fuentes), Пауль Хиттшер (Paul Hittscher), Клаудия Кардинале (Claudia Cardinale), Юрекеке Энрике Бооркес (Huerequeque Enrique Bohorquez), Гранди Отелу (Grande Otelo), Петер Берлинг (Peter Berling), Давид Перес Эспиноса (David Perez Espinosa), Уильям Л. Роуз (William L. Rose)
Премии: приз за режиссуру на МКФ в Канне, Федеральная премия ФРГ второй степени за фильм, приз экуменического жюри на МКФ в Сан-Себастьяне
Оценка - 10 (из 10)

Экзистенциальная историческая притча

Это один из самых безумных проектов Вернера Херцога, который и прежде считался одержимым фанатиком, часто снимающим там, куда редко ступала нога цивилизованного человека, и преодолевающим неимоверные трудности и лишения ради потрясающих воображение кадров девственной, не тронутой никем природы. Но постановка “Фицкарральдо” была просто личным подвигом немецкого режиссёра, триумфом его воли и страсти. Херцог начал съёмки в 1979 году и несколько раз их останавливал (в том числе из-за того, что не выдержали невыносимых испытаний первые исполнители: рок-певец Мик Джаггер и американский актёр Джейсон Робардс) - всё это отражено в документальной ленте с изумительным названием “Бремя грёз”. Наконец, “неистовый баварец” призвал на помощь, уже в четвёртый раз в своей кинобиографии, немца Клауса Кински, по сути, им же открытого для мирового кино в фильме “Агирре, гнев Божий”. Актёр сумасшедшего темперамента, самоотверженный в работе, кажется, до беспредельности, он с непокорностью зверя всё-таки подчинялся диктату постановщика (“Херцог - дерьмо, но другие намного хуже”, по парадоксальному высказыванию самого Кински).
Несмотря ни на что, картина была закончена в тяжелейших условиях джунглей Амазонки, в глубине непроходимых районов Перу и Эквадора. Причём в качестве уникального свидетельства гипнотического (уже без сеансов гипноза, как на съёмках “Стеклянного сердца”) воздействия Вернера Херцога, способного заставить не только основных исполнителей, но и массовку, в данном случае - индейцев, беспрекословно выполнять немыслимую работу, приводился следующий поразительный факт. Реальный Фицкарральдо (на самом деле, ирландец Брайан Суини Фицджералд), живший в начале ХХ века и исступлённо влюблённый в голос великого Карузо, отправился на поиски каучуковой плантации, чтобы разбогатеть и построить оперный театр в Богом забытой амазонской деревушке Икитос. Там он сумел уговорить враждебное племя индейцев перетащить большую лодку весом в двадцать восемь тонн через узкий перешеек между двумя реками. Не менее маниакально преданный искусству современный немецкий режиссёр вынудил проделать ту же операцию с пароходом весом в триста двадцать восемь тонн (!).
Это - не глупая прихоть, вздорный каприз, дурная выходка. Безусловно, лучшие сцены “Фицкарральдо” - вышеназванный эпизод, а также путешествие парохода по реке мимо неизведанных берегов, покрытых лёгкой дымкой тумана (вновь, как и ленту “Агирре, гнев Божий”, снимал тоже яростный и неукротимый по манере оператор Томас Маух). Вот-вот могут напасть воинственные по отношению к белым индейцы, но Фицкарральдо гениально уверен, что их околдует голос Карузо из граммофона. Почти физически чувствуешь “волшебную силу искусства”, которое может хоть на время отмести прочь вражду между людьми и убедить их добровольно пойти на акт самопожертвования. Они даже способны сплотиться на миг во внешне безрассудном действии, имеющем более глубинное, философское значение - как страстотерпие, преодоление, совершение извечного пути “через тернии к звёздам”, победа духа и разума над природной стихией и неконтролируемой, противостоящей, вообще чуждой действительностью. Акция Фицкарральдо вроде бы терпит крах после того, как индейцы всё-таки позволили пароходу разбиться у водопада. Но вернувшись в Икитос, безумный любитель оперы преисполнен решимости когда-нибудь всё равно добиться своего, поскольку он доказал прежде всего себе, что считавшееся абсолютно невозможным тем не менее возможно.
Ни один из фильмов Херцога (он, кстати, успешно завершил собственный тернистый путь съёмок “Фицкарральдо” и был вознаграждён премией за режиссуру на Каннском кинофестивале) не пронизан такой безоглядной и упорной верой в могущество человека над самим собой и миром. Он утверждает высокую миссию искусства, преображающего людей, - будь то голос Карузо или сновиденчески воздействующий зримый образ вечно меняющейся и по-прежнему неизменной нецивилизованной, изначальной природы, как бы прареальности или же метадействительности. “Фицкарральдо” - это истинное, тотальное кино, запечатлевающее мифологичность того мира, который существует вокруг нас, и не меньшую подлинность и осязаемость скрытого внутри нас, а также вовсе придуманного и воображённого художником.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments