На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
"ДЕЛО РУМЯНЦЕВА"
СССР. 1955. 103 минуты.
Режиссёр Иосиф Хейфиц
Авторы сценария Юрий Герман и Иосиф Хейфиц 
Операторы Моисей Магид и Лев Сокольский
Художники Исаак Каплан и Белла Маневич
Композитор Венедикт Пушков
В ролях: Алексей Баталов, Нелли Подгорная, Сергей Лукьянов, Геннадий Юхтин, Владимир Лепко, Евгений Леонов, Николай Крючков, Виктор Чекмарёв, Антс Эскола, Пётр Лобанов Зрительский успех - 31,5 млн.
Премии: приз на МКФ в Карлови-Вари в 1956 году
Оценка - 7,5 (из 10)

Социально-криминальная драма

Эта картина вышла на экран в начале марта 1956 года, то есть аккурат в момент исторического ХХ съезда КПСС, и действительно воспринималась особо - не только как шофёрская история с криминально-детективным сюжетом. Интересно, что в прокате фильм Иосифа Хейфица оказался несколько успешнее его предыдущей работы "Большая семья", которая была как бы переходной для самого режиссёра и вообще для советского кинематографа первых лет постсталинской эпохи. А вдобавок "Дело Румянцева" показательно заняло шестое место по итогам 1956 года между лентами "Два капитана" и "Утрачённые грезы".
Казалось бы, какая связь между отечественным социально-героическим романом, итальянской социальной мелодрамой, созданной на излёте неореализма, и вроде бы заурядным рассказом о молодом шофёре-дальнорейсовике Саше Румянцеве, который был несправедливо обвинён в хищении грузов. Как ни странно, их объединяет тема утраты прежних иллюзий и последующего обретения так необходимого доверия. А в условиях слома общественного сознания этот, по сути, вечный мотив поиска своей социальной идентичности, то есть признания достоинств собственной личности другими людьми и обществом в целом, стал чуть ли не ключевым. Конечно, в любые времена человеку неприятно, если на него, что называется, "шьют дело", считают виновным в том, чего он не совершал, но не может доказать свою правоту, поскольку принято верить фактам и свидетельским показаниям, а не чисто человеческим уверениям в полной непричастности к преступлению или проступку. Презумпция невиновности хороша только на бумаге, а на практике зачастую действует противоположный принцип, когда, наоборот, следует оправдываться перед законом.
Саша Румянцев пострадал из-за наветов спекулянтов и жуликов, в том числе начальника автобазы Королькова, пославшего его в рейс с краденым грузом. Но в истории, придуманной Юрием Германом и Иосифом Хейфицем, которые сами настрадались от режима в послевоенные времена, когда были гонения на ленинградских деятелей искусства после известного ждановского постановления 1946 года и по случаю борьбы с космополитизмом после фабрикации "дела врачей", разумеется, прочитывались иные нюансы. Что и позволяло воспринимать типичный "шофёрский детектив" (кстати, в том же 1956-м ещё лучше прошла в прокате картина "Дело №306", в которой за обычной автокатастрофой скрывались... происки шпионов) всё же как драму о человеке, вынужденном отстаивать свое достоинство. И тут понадобилось актёрское и человеческое обаяние, зарождавшийся имидж нового социального героя в исполнении Алексея Баталова (он практически был открыт для кино в "Большой семье" и потом не раз прославлен именно Хейфицем), чтобы зрители тоже могли поверить, что такой персонаж не только не способен совершить нечто недопустимое, но, напротив, обладает всеми привлекательными чертами простого и вместе с тем очень достойного человека. Забавно лишь то, что по традиции главными мошенниками в "Деле Румянцева" оказались люди с такими фамилиями, как Шмыгло и Прус, причём последнего сыграл эстонский актёр Антс Эскола, которому, как прибалту, не раз приходилось выступать на экране в образе врага.
Subscribe

  • Средняя продолжительность кадра - 12,7 секунд

    По составленному мною монтажному листу фильма "...и будет дочь" всего получился 331 кадр. Если разделить общий хронометраж ленты (70 минут…

  • Милашки не в розовом

    Рецензия написана для ivi.ru Сначала удивляешься, что оказался действительно любопытным по разным параметрам фильм «Не беременная»…

  • Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг

    Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг (средний балл - 4,07) «Мюзикл воскресной школы» / «Внеклассный мюзикл» / Sunday School Musical…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments