На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
“ЛЮБОВНИКИ - ДОГМА 5” (Lovers - Dogme 5)
Франция. 1999. 100 минут.
Режиссёр Жан-Марк Барр (Jean-Marc Barr)
Авторы сценария Паскаль Арнольд (Pascal Arnold), Жан-Марк Барр (Jean-Marc Barr) 
Оператор Жан-Марк Барр (Jean-Marc Barr)
В ролях: Элоди Бушез (Elodie Bouchez), Сергей Трифунович (Sergej Trifunovic), Женевьев Паж (Genevieve Page), Драган Николич (Dragan Nikolic), Ирина Дечермич (Irina Decermic), Жан-Кристоф Буве (Jean-Christophe Bouvet), Филипп Дюкен (Philippe Duquesne), Тибо де Монталембер (Thibault de Montalembert)
Премии: приз “Высокие надежды” на МКФ в Мюнхене
Оценка - 8,5 (из 10)

Социальная мелодрама

Было даже особое преимущество в том, что российские кинозрители начали знакомиться с “трилогией свободы” Жан-Марка Барра и его соавтора Паскаля Арнольда в обратном порядке, посмотрев режиссёрский дебют французского актёра уже после второй ленты “Слишком много плоти”. Как ни странно, первая работа кажется в чём-то совершеннее и внятнее, словно и не тяготится необходимостью представлять суматошный и сумасбродный реальный мир в строгом согласии с принципами “Догмы” (ведь “Любовникам” присвоен порядковый №5 данного манифеста, благодаря этому впервые ставшего международным). А главное - обнаруживается вне всякого сомнения внутреннее родство не столько с недавно придуманным направлением в мировом кинематографе, которое будто бы разрешили всем снимать абы как, чуть ли не на уровне любительского видео, сколько с уже признанной классикой кино, коей теперь является французская “новая волна”.
Конечно, можно и не знать о том, что Барр любит фильм “Альфавиль” Жан-Люка Годара. Однако насмотренный зритель без труда обнаружит любовно использованные кинематографические цитаты из многих других произведений режиссёров Франции, ворвавшихся в кино на рубеже 50-60-х годов. Кстати, и самого Жан-Марка Барра впору назвать “нововолновским ребёнком”, поскольку он родился в 1960 году, когда вышли на экран “На последнем дыхании” и “Париж принадлежит нам”, а на подходе был “Жюль и Джим”. Вот и простое название “Любовники” тоже имеет аллюзийный смысл, сразу вызывая в памяти отнюдь не красиво-претенциозных “Любовников с Понт-Нёф” Леоса Каракса из так называемой “новой новой волны”, а “Любовников” Луи Маля, который шокировал публику ещё в 1958 году. Ныне-то даже странно, что из-за такой достаточно скромной (по сегодняшним моральным нормам) картины мог разгореться скандал, хотя самым вызывающим в ней до сих пор остаётся своего рода “тихий протест” влюблённых героев против действительности, в которой нет места для их чувства.
Достоинством современных “Любовников” является именно то, что в этом фильме на некоем неуловимом уровне схвачено любовное ощущение, возникшее и существующее между француженкой Жанной, которая работает в книжном магазине, и югославом (что принципиально - не сербом или хорватом) Драганом, художником, нелегально проживающим в Париже. Как раз после ленты “Слишком много плоти”, где наличествуют вполне откровенные и перверсивные сцены, особенно бросается в глаза, что в “Любовниках” нет никакого секса - зато есть любовь. Это трудно выразить словами, но Элоди Бушез и Сергей Трифунович играют, а Жан-Марк Барр, сам взявший в руки камеру, снимает так, что у нас создаётся искреннее впечатление: эти двое по-настоящему любят друг друга.
Чего уж говорить о финальном эпизоде, который, возможно, заслуживает включения в число наиболее знаменитых моментов в истории мирового кинематографа - и не по одной лишь технической составляющей (ведь он снят единым, весьма продолжительным куском примерно на восемь минут). Жанна, поднимающаяся по лестнице своего дома после того, как полицейские забрали с собой Драгана, чтобы выслать его из Парижа, - это прежде всего зафиксированное на плёнке свидетельство триумфа актёрского проникновения в образ. Столь долгое “восхождение на Голгофу” заставляет зрителей почти физически ощутить горечь разлуки, которую испытывает влюблённая девушка, так что начинающая затем рыдать на среднем плане в слегка дрожащем кадре (съёмка с рук!) Элоди Бушез воспринимается не как искусная актриса, а словно реальный человек из документального кинонаблюдения, на наших глазах переживший крах своей любви.
Вот истинный прорыв к живому кинематографу, чего недостаёт многим выдуманным love story, в том числе и большинству опусов “Догмы”, чаще напоминающих плохо снятое кино недоучившихся школяров.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Когда смартфон захватывает кого-то сильнее

    Не перестаю удивляться, что и на пресс-показах попадаются такие умники, которые почти на протяжении всего фильма сидят, уткнувшись в свои смартфоны,…

  • Фильмы Кристиана Кариона

    Фильмы Кристиана Кариона (средний балл - 5,3) «Счастливого Рождества» / Joyeux Noël…

  • Вместо нелюбви

    Рецензия написана для ivi.ru Можно предположить, что режиссёрам довольно скучно делать авторимейки, переснимая по-английски те фильмы, которые были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments