На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:
“МАКС ХАВЕЛАР” (Max Havelaar)
Нидерланды-Индонезия. 1976. 170 минут.
Режиссёр Фонс Радемакерс (Fons Rademakers)
Автор сценария Герард Сутеман (Gerard Soeteman) по роману Мультатули (Multatuli) 
Оператор Ян де Бонт (Jan de Bont)
Художник Бенедикт Шиллеманс (Benedict Schillemans)
В ролях: Петер Фабер (Peter Faber), Рутгер Хауэр (Rutger Hauer), Йоп Адмирал (Joop Admiraal), Лео Бейерс (Leo Beyers), Саша Бультхёйс (Sacha Bulthuis), Рима Мелати (Rima Melati), Аденду Сусиланинграт (Adendu Soesilaningrat), Марули Ситомпул (Maruli Sitompul), Крейн тер Брак (Krijn ter Braak), Франс Ворстман (Frans Vorstman)
Премии: “Бодиль” за лучший европейский фильм в Дании в 1980 году
Оценка - 6,5 (из 10)

Историческая драма

В этом эпическом, без малого трёхчасовом повествовании, созданном в копродукции Нидерландов и Индонезии на основе признанного романа Мультатули (псевдоним Эдуарда Деккера), прежний Фонс Радемакерс узнаётся не только в серии точных деталей, преподнесённых с неподражаемым лукавством. Режиссёр умеет выявить в прошлых эпохах тот обострённый нерв, благодаря чему давно минувшее звучит как злободневное. Казалось бы, что современного может быть в истории краха идеалистических устремлений чиновника голландских колониальных властей в так называемой Восточной Индии (в будущем - Индонезии) в середине XIX века?! Но помимо драмы личности, не выдержавшей поединка с отлаженной системой подавления и насилия, здесь не могут не привлечь вполне читаемые ассоциации с тем, что творилось в Юго-Восточной Азии столетие с лишним спустя. И ещё труднее отделаться от ощущения поразительной синхронности со снимавшимся в том же 1976 году по соседству на Филиппинах, более грандиозным по размаху фильмом “Апокалипсис сегодня” Фрэнсиса Форда Копполы. Поскольку Макс Хавелар проделывает как бы тот же путь в “сердце тьмы” (если воспользоваться названием романа Джозефа Конрада), что и капитан Уиллард, обнаруживший в затерянных джунглях существование особой империи слепой покорности.
Кстати, Радемакерс применяет ради подчёркивания дистанции между автором и действием не только композиционный принцип своеобразной ретроспекции (сначала - Амстердам 1860 года, потом - остров Ява в 1855 году), но и иносказательный пролог. В нём саркастически процитировано бодрое обращение голландского короля, которое должно контрапунктно сталкиваться с трагической историей о том, как можно победить даже тигра, но вскоре запросто пасть жертвой колониального солдата. И по-настоящему впечатляет уже предфинальный эпизод подавления восстания местных крестьян, сравнимый с массовым уничтожением людей в ХХ веке. Изменилось только оружие - суть насилия осталась той же.
Ценно и то, что “Макс Хавелар”, демонстрируя всё-таки иного Фонса Радемакерса, позволяет вновь почувствовать с особой силой сквозную тему его творчества. Её можно определить так: человек в поисках своего истинного “я” стремится избавиться от мучающих комплексов личного и исторического прошлого, словно выбраться из “тёмной комнаты Дамокла“ (таково название романа, послужившего основой для замечательной ленты “Как две капли воды“) и уже не ощущать над собой неотвратимо занесённый меч.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Средняя продолжительность кадра - 12,7 секунд

    По составленному мною монтажному листу фильма "...и будет дочь" всего получился 331 кадр. Если разделить общий хронометраж ленты (70 минут…

  • Милашки не в розовом

    Рецензия написана для ivi.ru Сначала удивляешься, что оказался действительно любопытным по разным параметрам фильм «Не беременная»…

  • Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг

    Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг (средний балл - 4,07) «Мюзикл воскресной школы» / «Внеклассный мюзикл» / Sunday School Musical…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments