На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«ОСЕННИЙ МАРАФОН»
СССР. 1979. 94 минуты.
Режиссёр Георгий Данелия
Автор сценария Александр Володин 
Оператор Сергей Вронский
Художники Леван Шенгелия и Элеонора Немечек
Композитор Андрей Петров
В ролях: Олег Басилашвили, Марина Неёлова, Наталья Гундарева, Евгений Леонов, Норберт Кухинке, Николай Крючков, Галина Волчек, Борислав Брондуков, Владимир Граматиков, Никита Подгорный, Вадим Медведев
Премии: главный приз и премия ФИПРЕССИ на МКФ в Сан-Себастьяне-79, главный приз (поровну) на ВКФ в Душанбе-80, главная премия на МКФ комедийных фильмов в Шамрусе-80; Государственная премия РСФСР-81
Зрительский успех - 22,3 млн. при тираже 1264 копии
Оценка - 8,5 (из 10)

Трагикомедия.

Если лучшая лента Георгия Данелии называлась программно «Не горюй!», а, пожалуй, самая горькая и безысходная - «Слёзы капали», то «Осенний марафон», занимающий хронологически и смыслово промежуточное положение между ними, следовало бы озаглавить так: «Навёртываются слёзы». Первоначальное же название сценария Александра Володина, который, кстати, потом сотрудничал с Данелией и над фильмом «Слёзы капали», было позавлекательнее - «Горестная жизнь плута». Может быть, в итоге смутило определение главного героя Бузыкина в качестве плута, поскольку он - в большей степени страдательная фигура, так сказать, пассивный авантюрист, на голову которого вечно сваливаются вроде бы мелкие хлопоты, тем не менее пожирающие без остатка всю его жизнь. Бузыкин - не активный искатель приключений, не ловкий обманщик и жуир, который легко и беспечно прожигает свою судьбу. Окончательный заголовок «Осенний марафон» более нейтрален и даже привязан к сюжету, потому что Бузыкин якобы ради поддержания физической формы, но, видимо, в большей степени из-за того, чтобы хоть какое-то время побыть в стороне от текущих дел, пытается заниматься бегом трусцой - однако и тут над ним довлеет новый знакомый-иностранец, тоже охочий до задушевных русских разговоров на кухне.
Есть известное выражение относительно «роскоши человеческого общения». Бузыкин и сам был бы рад по-настоящему и доверительно пообщаться - но всё в его жизни происходит именно на бегу, в спешке, суете, так что он, наоборот, устал от общения и, наверно, больше желал бы уединиться. Жена, любовница, товарка, пристающая с неотвязными просьбами о помощи, сосед, зовущий сходить за грибами или выпить, тот же словоохотливый иностранец - все теребят и беспокоят героя, который давно уже словно не принадлежит себе, а всегда кому-то что-то должен, просто обязан сделать. Существование свелось к автоматическому выполнению функций, жизнь превратилась в бесконечный осенний марафон под противным моросящим дождём, когда, как говорится, хороший хозяин даже свою собаку на улицу не выгонит. А вот Бузыкин бежит, не зная зачем и непонятно куда. «Все бегут» - если воспользоваться фразой из более эксцентрической комедии «Джентльмены удачи», к которой Георгий Данелия был причастен как соавтор сценария в довольно трудную для него после постановки «Не горюй!» пору четырёхлетнего режиссёрского простоя.
А когда бывает легко?! Вот и в период внешне успешной второй половины 70-х годов, когда одна за другой в течение пяти лет вышли в меру грустные, в меру добрые по смеху три данелиевские комедии «Афоня», «Мимино» и «Осенний марафон», благосклонно принятые начальством, критикой, а главное - зрителями (как раз эта своего рода трилогия о «мужчинах в бегах» имела наибольший кассовый успех в творчестве режиссёра), копились, вполне вероятно, также и «невидимые миру слёзы». Из-за чего в 80-е годы Данелия снял всего две картины (кроме «Слёзы капали», ещё и «Кин-дза-дза»), одна мрачнее другой, несмотря на попытку во второй из них сбежать от этой тягостной действительности хоть на выдуманную планету, откуда жизнь на Земле поневоле покажется раем.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments