На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«ОСТАТОК ДНЯ» (The Remains of the Day)
США-Великобритания. 1993. 135 минут.
Режиссёр Джеймс Айвори (James Ivory)
Автор сценария Рут Проуэр Джхабвала (Ruth Prawer Jhabvala) по роману Кадзуо Исигуро 
Оператор Тони Пирс-Робертс (Tony Pierce-Roberts)
Главный художник Лючана Арриги (Luciana Arrighi)
Художник Джон Ралф (John Ralph)
Композитор Ричард Роббинс (Richard Robbins)
В ролях: Энтони Хопкинс (Anthony Hopkins), Эмма Томпсон (Emma Thompson), Джеймс Фокс (James Fox), Кристофер Рив (Christopher Reeve), Питер Воэн (Peter Vaughan), Хью Грант (Hugh Grant), Микаэл Лонсдаль (Michael Lonsdale), Тим Пиготт-Смит (Tim Pigott-Smith), Лена Хеди (Lena Headey), Пола Джекобс (Paula Jacobs), Пэтрик Годфри (Patrick Godfrey), Бен Чаплин (Ben Chaplin)
Премии: приз Национального совета обозревателей в США за главную мужскую роль (Энтони Хопкинс - также за участие в фильме «Страна теней» / Shadowlands), 2 премии «Давид» Донателло» в Италии - лучшим иностранным актёру (Энтони Хопкинс) и актрисе (Эмма Томпсон), «Серебряная лента» в Италии лучшему иностранному режиссёру и «Роберт» в Дании за лучший иностранный фильм по итогам 1994 года
Кассовые сборы - $23,2 млн. в США (в пересчёте по состоянию на 2007 год - $37,9 млн.)
Посещаемость - 5,6 млн. зрителей в США
Оценка - 7,5 (из 10)

Эстетская ретро-драма

Чопорный дворецкий Стивенс в поместье лорда Дарлингтона словно отгораживается от самой действительности, посвятив себя без остатка беспрекословному и бездумному служению своему господину, пусть и называемому им по-современному, по-канцелярски - «наниматель». Но ничего не остаётся «на конец дня» - для частной жизни: ни романа с мисс Кентон, экономкой, ни сочувствия к престарелому отцу, помощнику дворецкого, со смертью которого будто издаёт последний вздох пришедшая в упадок эра просвещённого монархизма цивилизованной имперской политики, а также сохранявшихся веками аристократических ритуалов и респектабельных нравов знати.
Многозначное название The Remains of the Day, которое может быть переведено даже в поэтическом стиле («Что нам осталось ото дня»), в ином смысле намекает на крах не только отдельной судьбы, но и целой эпохи. «На исходе дня», «Останки дня» - благопристойные эвфемизмы для определения сути личной и политической сдачи позиций, позорного бегства от реальности. Стивенс предает своё зарождающееся чувство, а лорд Дарлингтон играет роль ложно стыдливого победителя, обязанного помочь поверженному на первой мировой войне противнику, а прежде величественная Британия сама оказалась в роли марионетки, заложницы своих джентльменски-примиренческих принципов, допустив на мировую арену Германию, которая жаждала реванша.
Режиссёр Джеймс Айвори давно заслужил славу тонкого знатока и ценителя культуры минувших времён, чаще - викторианско-эдвардианского периода Британской империи, несмотря на то, что по происхождению, образованию и месту жительства - типичный американец. Верные соратники Айвори - продюсер Исмаил Мёрчант и сценаристка Рут Проуэр Джхабвала - по рождению или брачным узам имеют отношение к Индии, как к отколовшейся части прежде могущественного королевства. Удивительнее то обстоятельство, что автор романа «Остаток дня» - Кадзуо Исигуро, сравнительно молодой японец, который проявил недюжинное знание английских обычаев, с тщанием и любовью описал закатную пору британского высшего общества в ситуации между двумя мировыми войнами, когда исторические события неотвратимо вмешиваются в безмятежную жизнь роскошной усадьбы Дарлингтона, вроде бы удалённую от тревог и бед внешнего мира.
Айвори тоже с привычным мастерством воспроизводит, хочется сказать, красивый, утончённый и изящный «исход времён», крах последних иллюзий - частных и общественных. Но всё же трудно отделаться от ощущения, что многое в его ленте, на самом-то деле, привычно и знакомо по другим работам, созданным за четверть века. И этот фильм представляется эмоционально сдержанным, даже скованным, почти под стать своему невозмутимому персонажу - дворецкому Стивенсу, который хоть и запоздало разочаровывается в конце своей жизни, но всё равно остаётся в паутине прошлого, теперь уже с тоской переживая не то, что было, а напротив, несбывшееся. Можно сказать, что «Остатку дня», номинированному на «Оскар» по восьми категориям, просто не повезло из-за конкуренции со «Списком Шиндлера». Но Айвори, как и Скорсезе в тот год с собственной «Эпохой невинности», кажется в большей степени монотонным и однообразным, нежели консервативно-старомодным. Тем не менее, по популярности в США среди всех работ Джеймса Айвори данная картина заняла второе место после ленты «Хауардс Энд», чуть опередив «Комнату с видом».
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

Recent Posts from This Journal