На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:
«Я - ДИНА» (I Am Dina)
Норвегия-Дания-Швеция-Франция-ФРГ. 2002. 125 минут.
Режиссёр Уле Борнедаль (Ole Bornedal)
Автор сценария Уле Борнедаль (Ole Bornedal), Юнас Корнелль (Jonas Cornell) по роману Хербьёрг Вассмо (Herbjorg Wassmo) 
Оператор Дан Лаустсен (Dan Laustsen)
Главные художники Стеффен Аарфинг (Steffen Aarfing), Мари-и-Дали (Marie i Dali)
Художник Билли Йоханссон (Billy Johansson)
Композитор Марко Бельтрами (Marco Beltrami)
В ролях: Мария Бонневи (Maria Bonnevie), Жерар Депардьё (Gerard Depardieu), Кристофер Экклстон (Christopher Eccleston), Пернилла Аугуст (Pernilla August), Бьёрн Флоберг (Bjorn Floberg), Хэнс Мэтисон (Hans Matheson), Ёрген Лангхелле (Jorgen Langhelle), Мадс Миккелсен (Mads Mikkelsen), Анетте Хофф (Anette Hoff), Сёрен Сэттер-Ларсен (Soren Saetter-Larsen), Бодиль Удсен (Bodil Udsen)
Посещаемость - 525 тыс. зрителей в Норвегии, 261 тыс. зрителей в Дании
Премии: приз за женскую роль (Мария Бонневи - поровну с Лейлой Хатами, сыгравшей в иранском фильме «Затерянная станция») и премия публики на МКФ в Монреале, Национальная кинопремия «Аманда» в Норвегии за главную женскую роль, 5 Национальных кинопризов «Роберт» в Дании - за работу оператора, художников-постановщиков, костюмы (Доминик Борг - Dominique Borg), грим (Юне Полгард, Элизабет Буккехаве - June Palgard, Elisabeth Bukkehave) и звук (Михаэл Дела, Нино Якобсен - Michael Dela, Nino Jacobsen)
Оценка - 5 (из 10)

Историческая мелодрама

Экранизация современного бестселлера «Дневник Дины» норвежской писательницы Хербьёрг Вассмо, рассказавшей о жизни в северной провинции в 60-е годы XIX века, - один из наиболее амбициозных проектов не только кино Норвегии, но и всего скандинавского кинематографа (в создании не принимала участие лишь Финляндия). Бюджет исторической картины составил 141 млн. норвежских крон, она изначально снималась на английском языке в расчёте на международный рынок, но большой интерес вызвала только на родине романистки, став там хитом проката (этот фильм посмотрел примерно каждый шестой норвежец активного возраста). Ориентация на иностранный успех (к тому же были специально приглашены зарубежные кинозвёзды - француз Жерар Депардьё, англо-американский актёр шотландского происхождения Кристофер Экклстон) явно не оправдала себя. Тогда зачем надо было вообще превращать национальную мелодраму в конвертируемый продукт, так и не нашедший спроса за границей?! А скверно и неестественно звучащий английский язык, оставшийся и в нашем русском варианте с субтитрами, даже ставит под сомнение своеобразие этой ленты, которая наверняка смотрелась бы занимательнее и экзотичнее в норвежской версии.
Потому что сюжетно и стилистически (в реалистической традиции семейных скандинавских драм) «Я - Дина» действительно соответствует давним поискам североевропейской литературы, драматургии и кинематографа, в том числе попыткам найти и раскрыть неоднозначный характер сильной женщины, способной бросить вызов патриархально устроенному обществу. В романе «Дневник Дины» главная героиня предстаёт крупной мускулистой женщиной двухметрового роста, которая запросто может дать физический отпор любому мужчине. А создатели экранизации, пригласив более миниатюрную и женственную шведскую актрису Марию Бонневи, хотели, с одной стороны, сгладить явный феминистский посыл сочинения Вассмо, а с другой - наполнить действие эротизмом и нежностью чувств.
Но странно выглядят моменты, когда Дина, словно заправский боец на соревнованиях по реслингу, одним ударом своего лба или кулака сшибает с ног мужчин (включая собственного отца), посмевших ей перечить. И уж точно подобное поведение не вяжется с повторяющимся несколько раз появлением на экране хрупкой, несчастной и забитой девочки, которая случайно стала виновницей смерти своей матери в деревенской прачечной. Остаётся где-то за кадром следующее - когда и как это тщедушное создание превратилось в непреклонную и независимую женщину, чьего соперничества не выдерживают почти все, кто попадается на её пути. Мы видим некую «дикую собаку Дину», которая так или иначе доводит до смертельного исхода и своего мужа-увальня Якоба, и его старшего прижимистого сына Нильса, распоряжаясь, как заблагорассудится, судьбой конюха Томаса, друга детства, ставшего потом её любовником. Единственный, кто не покоряется до конца - это загадочный русский Лев Жуковский, который, видимо, связан с подпольной революционной деятельностью и, наверно, преследует собственные цели, когда он решает остаться с Диной. В этом случае можно говорить, что нашла коса на камень, и неизвестно, кто кого переборет благодаря своей силе воли.
Тем более, что у первоисточника есть два продолжения, образующие все вместе литературную трилогию. Однако дойдёт ли дело до перенесения на экран остальных частей повествования о «хозяйке собственной судьбы», которая начинала рассказ со знаменательных слов: «Я - Дина. Это моя история», будто претендуя на то, что всё поведанное принадлежит исключительно ей.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Средняя продолжительность кадра - 12,7 секунд

    По составленному мною монтажному листу фильма "...и будет дочь" всего получился 331 кадр. Если разделить общий хронометраж ленты (70 минут…

  • Милашки не в розовом

    Рецензия написана для ivi.ru Сначала удивляешься, что оказался действительно любопытным по разным параметрам фильм «Не беременная»…

  • Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг

    Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг (средний балл - 4,07) «Мюзикл воскресной школы» / «Внеклассный мюзикл» / Sunday School Musical…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment