На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:
«ОТЕЦ СЕРГИЙ»
Россия. 1918. 70 минут.
Режиссёр Яков Протазанов
Автор сценария Александр Волков по повести Льва Толстого 
Операторы Николай Рудаков и Фёдор Бургасов
Художники Владимир Баллюзек и Александр Лошаков
В ролях: Иван Мозжухин, Ольга Кондорова, В. Дженеева, Владимир Гайдаров, Николай Панов, Наталья Лисенко, Вера Орлова.
Оценка - 10 (из 10)

Драма-экранизация

Этот фильм во многих отношениях уникален. Он снят уже после революции, в частном кинотовариществе Иосифа Ермольева, но широко демонстрировался в советском прокате, а в 1928 году, к столетию Льва Толстого, выпущен повторно, и гораздо позже не изымался из кинематографического обращения и даже был показан потом по телевидению. Одновременно оказался вывезенным в 1920 году за границу Яковом Протазановым и членами его съёмочной группы, уехавшими во Францию, стал широко известен и хорошо принят в Европе. Являясь своеобразным творческим итогом всего развития дореволюционного русского кино, эта лента без сомнения может быть включена в контекст мирового кинематографа как редкий образец раннего прорыва к глубинам постижения психологии человека на экране. Если оценивать произведение Протазанова (которое, конечно же, не состоялось бы без точной и неожиданно скупой по внешней манере игры Ивана Мозжухина) именно с точки зрения предвосхищения в кино эстетики "внутреннего монолога" и попытки передачи на экране хода мыслей и переживаний героя, то ближайшими аналогами будут, по всей видимости, фильмы скандинавской школы (Виктор Шёстрём, Мориц Стиллер) и ряд немецких картин (например, "Последний человек" Фридриха Вильгельма Мурнау).
Высокая художественная значимость "Отца Сергия" ещё более возрастает при сопоставлении с предшествующим российским киноопытом и последовавшим советским этапом кино 20-х годов, когда даже общепризнанные шедевры несомненно уступали фильму Якова Протазанова как раз в сложности и объёмности характера героя, реалистической полноте и убедительности всего его поведения на экране. Пожалуй, только некоторые из лент конца десятилетия, возникшие уже на излёте нэпа (как-то: "Человек из ресторана" и "Белый орёл" того же Протазанова, "Живой труп" Фёдора Оцепа, вновь по Толстому), могут быть сравнимы с "Отцом Сергием" по неоднозначности человеческих образов и психологической нюансировке поступков. Причём, в отличие от следующей в какой-то степени в его фарватере "Поликушки" (опять экранизация повести "отца Льва", снята в 1919 году, но выпущена на советский экран только в 1922-м) работа Якова Протазанова не держится на одной лишь игре ведущего исполнителя. А Иван Мозжухин, как опытный киноактёр, всё-таки будет посильнее дебютировавшего на экране в роли Поликушки выдающегося театрального мастера Ивана Москвина. "Отец Сергий" является цельным, выверенным по стилистике, кинематографически запоминающимся произведением, в котором талант Мозжухина - как одна из отшлифованных граней этого "истинного кинобрильянта".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments