На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«ПОСЛЕДНИЙ ПОЕЗД»
Россия. 2003. 82 минуты.
Режиссёр Алексей Герман-младший
Автор сценария Алексей Герман-младший 
Оператор Олег Лукичёв
Художник Виктор Дроздов
В ролях: Павел Романов, Пётр Меркурьев, Алексей Девотченко, Ирина Ракшина, Александр Тюрин, Марина Раджнева, Наталья Львова, Олег Фёдоров
Премии: особое упоминание за дебют на МКФ в Венеции, приз за режиссуру на фестивале «Киношок» в Анапе, главная премия и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Салониках, главная премия на фестивале «Сталкер», «Ника» за открытие года
Оценка - 8,5 (из 10)

Военная экзистенциальная драма

«Последний поезд», дебютную ленту Алексея Германа-младшего, премьера которой состоялась на 60-м Венецианском кинофестивале почти в день 27-летия молодого режиссёра, совсем нетрудно обвинить во всех смертных грехах - как минимум, в национальном предательстве. Собственно говоря, не это ли приписывали более тридцати лет назад Алексею Герману-старшему, когда он снял «Операцию «С Новым годом», которая на полтора десятилетия легла на пресловутую «полку», пока не была реабилитирована уже в перестроечные времена и вышла в прокат под названием «Проверка на дорогах». Алексей Алексеевич Герман (именно так он довольно неожиданно указан в титрах), словно не желая быть просто «младшим», но и гордясь, разумеется, прямым родством с выдающимся кинопостановщиком, дерзнул ныне пойти гораздо дальше, рассказывая уже не о русском, оказавшемся на службе у немцев, а о самих «фрицах», как мы привыкли презрительно называть представителей нации, которая вела с Россией две мировые войны.
Кстати, главный герой «Последнего поезда», чрезвычайно толстый и неуклюжий военврач Пауль Фишбах, попавший зимой в начале 1944 года на Восточный фронт, когда немецкие войска шли уже назад, а не вперёд, знаменательно вспоминает о событиях почти тридцатилетней давности, когда ещё молодым принимал участие в первой мировой, но на Западном фронте, где побывал, в том числе, и в «газовом тумане». Здесь же он оказался сразу, как только спустился с поезда, в некоем морозном мареве, которое сопровождает на всём протяжении «адской одиссеи» тех нескольких людей, кто непосредственно не воюет, но всё равно вынужден подвергнуться опасности навек сгинуть в застуженных полях чужой территории.
Спрашивается, а чего мы должны сострадать какому-то немцу, пусть интеллигенту, который даже мухи не обидит, если он явился, хоть и не по своей воле, на нашу родную землю и представляет собой одного из врагов-захватчиков, подлежащих немедленному уничтожению. «Сколько раз увидишь его - столько раз и убей!» - вот пафос отечественного военно-патриотического искусства, которое призывало к «ярости благородной» по отношению к любому иноземному оккупанту, кем бы он ни был. Если долгие десятилетия казался предосудительным вопрос даже о человеке, «заплутавшем на войне» (если пользоваться авторским определением писателя Василя Быкова относительно своего этапного произведения «Сотников»), то и речи не могло быть о проявлении какой-либо гуманности к врагам. У нас это вполне человеческое свойство попытаться понять, а тем более - посочувствовать такому же «затерянному» участнику ожесточённой битвы народов, клеймилось гневными словами об «абстрактном гуманизме». Хотя до войны, наоборот, усиленно внушалась сверху не менее отвлечённая идея о классовом братстве и тесной дружбе рабочих всех стран - так что после нападения фашистов на СССР пришлось в спешном порядке проводить контрпропагандистские разъяснения, что немцев, ступивших в наш отчий край, нужно жесточайшим образом убивать.
Уникальность ленты Алексея Германа-младшего (помимо несомненных художественных достоинств, особенно в изобразительном, кинематографическом плане, в чём дебютант действительно наследует мэтру-отцу, но скорее - его работам раннего периода) заключается в том, что он даёт возможность почти физически ощутить холод и пустоту продутого всеми метелями сирого пространства. И люди с обеих противоборствующих сторон, если они попадают в кадр, ведут себя как промёрзшие насквозь, безостановочно кашляющие, передвигающиеся из последних сил, тяжело работающие, будто измождённые лошади. В конечном счёте - словно заблудившиеся в снегах путники, которые уже знают, что скоро застынут насмерть, однако ещё копошатся, насколько могут, потому что живы до тех пор, пока не умерли.
И право же, нет у режиссёра никакого стремления кого-то очернить (например, партизан, которые деловито и механически расстреливают встреченных на дороге немцев), а кого-то, напротив, обелить (допустим, двух несчастных обмороженных бродяжек - доктора и почтальона, слоняющихся по студёной России как по Чистилищу, покорно ожидая своей участи: попасть в Ад или Рай). Не дело одного человека судить другого, равно как и массовые преступления против человечества приписывать на счёт всей нации и каждого из её представителей в отдельности. Задача у молодого постановщика совершенно иная, возможно, парадоксальная, поскольку он отстаивает идею сохранения памяти о прошлом весьма необычным образом.
В комментарии к фильму в каталоге Венецианского фестиваля, где, кстати, «Последний поезд» был особо упомянут жюри в конкурсе дебютов (напомним, что главную премию и приз за дебют получила тоже наша картина «Возвращение» Андрея Звягинцева), Алексей Алексеевич Герман знаменательно признаётся, что исходным мотивом при написании сценария стали факты из семейной биографии. Его бабушка вместе с матерью (тогда ещё в младенческом возрасте) были сняты с поезда, который отправлялся в Германию, неким немецким офицером. Примерно в то же время дедушка по материнской линии был убит на фронте. И эти два события по прихотливой логике ассоциаций сопоставлены с судьбой немца-военврача, прибывшего последним поездом на передовую как раз накануне отступления и в итоге сгинувшего практически без следа. Подробный финальный титр, который можно принять за авторское послесловие, свидетельствует о том, что об этом самом Пауле Фишбахе, не оставившем потомства, спустя многие годы никто уже не вспоминал, а ещё сохранившиеся фотографии толстяка в семейном альбоме дальние родственники из нового поколения воспринимали со смешком, но потом и это забыли.
Однако сама кинолента Германа-младшего является, согласно верно понятому принципу существования кинематографа, в частности, метафорически описанному Андреем Тарковским в знаменитой статье «Запечатлённое время», неким способом возвращения памяти и сохранения ушедшего времени. «Последний поезд» повествует, на самом-то деле, о подспудном механизме реабилитации исчезнувшей реальности, а не о конкретном случае оправдания жизни и смерти одного человека, тем более - номинального врага. Как это ни покажется странным, произведение дебютанта развивает на новой стадии иносказательную мысль о «поезде кинематографа», который движется на плёнке вот уже сто с лишним лет и оставляет нам свидетельства о минувшем.
Subscribe

  • Нашинкованное кино

    После приятно удивившего меня фильма "Девушка с вечеринки" Николаса Рея решил я вчера посмотреть чего-нибудь свеженькое. Выбор пал на…

  • Ещё не время мне стариться!

    Я был бы готов на подвиг - посмотреть ещё семь фильмов М. Найта Шьямалана, пропущенных мною за 17 лет, когда я перестал следить за тем, что он…

  • Приятно вновь поговорить с этой актрисой

    Два года назад произошло у меня с Олей Шалимовой какое-то недопонимание, когда она отказалась сниматься в моём втором фильме. А сейчас хорошо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Нашинкованное кино

    После приятно удивившего меня фильма "Девушка с вечеринки" Николаса Рея решил я вчера посмотреть чего-нибудь свеженькое. Выбор пал на…

  • Ещё не время мне стариться!

    Я был бы готов на подвиг - посмотреть ещё семь фильмов М. Найта Шьямалана, пропущенных мною за 17 лет, когда я перестал следить за тем, что он…

  • Приятно вновь поговорить с этой актрисой

    Два года назад произошло у меня с Олей Шалимовой какое-то недопонимание, когда она отказалась сниматься в моём втором фильме. А сейчас хорошо…