На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«ПИКНИК У ВИСЯЧЕЙ СКАЛЫ» (Picnic at Hanging Rock)
Австралия. 1975. 110 минут.
Режиссёр Питер Уир (Peter Weir)
Автор сценария Клифф Грин (Cliff Green) по роману Джоан Линдсей (Joan Lindsay) 
Оператор Рассел Бойд (Russell Boyd)
Художник Дэвид Коппинг (David Copping)
Использована музыка Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach), Людвига ван Бетховена (Ludwig van Beethoven), Вольфганга Амадея Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart)
В ролях: Рейчел Робертс (Rachel Roberts), Вивеан Грей (Vivean Gray), Кёрсти Чайлд (Kirsty Child), Хелен Морс (Helen Morse), Джэки Уивер (Jacki Weaver), Энн-Луиз Лэмберт (Anne-Louise Lambert), Карен Робсон (Karen Robson), Джейн Вэллис (Jane Vallis), Доминик Гард (Dominic Guard)
Премии: приз БАФТА за операторскую работу по итогам 1976 года
Оценка - 10 (из 10)

Экзистенциальная ретро-притча

Этот ранний фильм всего лишь 30-летнего австралийца Питера Уира (потом, как и многие соотечественники, работающие в кино, он перебрался в США) относится к числу самых загадочных и невероятно красивых произведений мирового кино, выражая на интуитивном, чуть ли не на подсознательном уровне то, что действительно следовало бы считать одновременно натуральной и магической природой кинематографа. Конечно, можно воспринимать ленту Уира как таинственный интеллектуальный детектив, чрезвычайно деликатный по атмосфере, изящный по художественному исполнению. К тому же в основе повествования - реальный парадоксальный случай, который произошёл на пятом континенте почти за 75 лет до его воплощения на экране, но так и остался необъяснённым, более того - порождающим множество подчас взаимоисключающих интерпретаций.
Три ученицы женского колледжа и их учительница исчезли во время летней (ведь февраль в Австралии подобен нашему августу) прогулки у известной Висячей скалы, изумительного места для отдыха. И всё случившееся поневоле приобрело некие метафизические черты: в День святого Валентина, праздника влюблённых, произошло нечто страшное и непонятное - но умиротворяющая природа по-прежнему пребывает в величественном неведении, поистине вечном покое, словно ещё сильнее поражая своей невинной красотой. Однако накапливающаяся тревога разряжается грозой, торжествуют гром и молния - а затем наступает оглушительная тишина, и мир становится куда непостижимее и неуловимее в своей изначальной сущности.
Согласно современной моде, всё надо было бы объяснить с позиции уфологов - как очередное свидетельство о «близком контакте третьего вида». Будто что-то неведомое, возможно, инопланетное вторглось в девственную рощу у скал, похитив столь невинных и беззащитных созданий. Но фантастическая трактовка (а ведь Питер Уир начинал с маловыразительной работы именно апокалиптического плана - «Автомобили, которые сожрали Париж») значительно упростила бы замысел режиссёра. Правда, его первые короткометражки носили симптоматичные названия: «Последний экзерсис графа Вима», «Жизнь и времена преподобного Бака Шотта». От этого веет чем-то староанглийским, таинственностью в духе готических романов. И в словно непредумышленном шедевре «Пикник у Висячей скалы» Питер Уир покорил, как писал, например, французский критик Жан Тюлар, «своей странностью, отсутствием объяснений и деликатностью - но тревожащей, беспокойной - наполненных солнцем образов... что способствовало открытию фантастического кино Австралии». А в специальном журнале «Фантастический экран», тоже издающемся во Франции, в конце 70-х годов была напечатана статья Брайана МакФарлейна, посвященная лично Уиру.
Но всё же хотелось бы обратить внимание на другое: что это - удивительная кинопоэма, триумф импрессионистского стиля с тончайшей и нежнейшей игрой света и тени. Хотя своеобразный вариант «Загородной прогулки» и «Завтрака на траве» кажется ещё восхитительнее благодаря тому, что почти буквально присутствующая в воздухе загадка заставляет отнестись к этому фильму как к пророческому. Несмотря на то, что он снят в канун последней четверти XX века, когда возникло чуть ли не поголовное увлечение ретро, «Пикник у Висячей скалы» как бы на самом деле переносит нас в 1901 год, по-настоящему первый в новом столетии (нередко таковым ошибочно признаётся 1900-й, только лишь завершающий XIX век). И мы вместе с людьми из прошлого будто пугаемся неясного грядущего, которое неотвратимо нависло над нами, как мрачная дождевая туча.
Subscribe

  • Когда смартфон захватывает кого-то сильнее

    Не перестаю удивляться, что и на пресс-показах попадаются такие умники, которые почти на протяжении всего фильма сидят, уткнувшись в свои смартфоны,…

  • Фильмы Кристиана Кариона

    Фильмы Кристиана Кариона (средний балл - 5,3) «Счастливого Рождества» / Joyeux Noël…

  • Вместо нелюбви

    Рецензия написана для ivi.ru Можно предположить, что режиссёрам довольно скучно делать авторимейки, переснимая по-английски те фильмы, которые были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Когда смартфон захватывает кого-то сильнее

    Не перестаю удивляться, что и на пресс-показах попадаются такие умники, которые почти на протяжении всего фильма сидят, уткнувшись в свои смартфоны,…

  • Фильмы Кристиана Кариона

    Фильмы Кристиана Кариона (средний балл - 5,3) «Счастливого Рождества» / Joyeux Noël…

  • Вместо нелюбви

    Рецензия написана для ivi.ru Можно предположить, что режиссёрам довольно скучно делать авторимейки, переснимая по-английски те фильмы, которые были…