На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«ПТАХА» (Birdy)
США. 1984. 120 минут.
Режиссёр Алан Паркер (Alan Parker)
Авторы сценария Сэнди Круфт (Sandy Krooft) и Джек Бер (Jack Behr) по роману Уильяма Уортона (William Wharton) 
Оператор Майкл Серезин (Michael Seresin)
Главный художник Джефри Кёркленд (Geoffrey Kirkland)
Художники У. Стюарт Кэмбелл (W. Stewart Campbell), Армин Ганц (Armin Ganz)
Композитор Питер Гэбриел (Peter Gabriel)
В ролях: Мэтью Модин (Matthew Modine), Николас Кейдж (Nicholas Cage), Джон Харкинс (John Harkins), Сэнди Бэрон (Sandy Baron), Карен Янг (Karen Young), Бруно Кёрби (Bruno Kirby), Нэнси Фиш (Nancy Fish), Джордж Бак (George Buck), Долорес Сейдж (Dolores Sage), Пэт Райан (Pat Ryan), Джеймс Сантини (James Santini)
Премии: Большой приз жюри на МКФ в Канне в 1985 году, премия публики на МКФ в Варшаве в 1987 году
Кассовые сборы - $1,5 млн. (в пересчёте по состоянию на 2007 год - $2,9 млн.)
Посещаемость - 0,4 млн. зрителей
Оценка - 8,5 (из 10)

Драма-фантазия

Разлучённый со своим приятелем по прозвищу Птаха в армейском госпитале во время войны во Вьетнаме, сержант Аль Колумбато вспоминает об общей юности в шестидесятые годы в рабочем квартале южной части Филадельфии. Птаха получил такое имя за своё давнее увлечение, даже одержимость по отношению к птицам, прежде всего - из-за их способности летать, покидать эту грешную землю, уносясь прочь и ввысь. И не раз во сне, в собственных мечтах он проделывал такие полёты. После войны Аль, вернувшийся в Америку, обострённо воспринимает свою ненужность и заброшенность, тем более что его единственный друг попал в психиатрическую клинику, осуществляя прежние грёзы уже в безумном воображении. Являясь вроде бы вольным, Аль выглядит подавленным и трагически обречённым по сравнению с узником Птахой, который в своей камере теперь не нуждается ни в чём. И, быть может, финал - это и мечта его самого, впервые пожелавшего покинуть безрадостный мир.
Горькая и страстная антивоенная притча Алана Паркера перекликается по ряду мотивов с его более ранними работами - «Полуночный «экспресс» и «Пинк Флойд - Стена», где антитезой замкнутости человека среди стен или же в ограниченном пространстве являлись именно прорыв за пределы и ощущение полёта. Будучи отмеченной специальной премией на кинофестивале в Канне в 1985 году, лента «Птаха», к сожалению, не вызвала никакого интереса в Америке, несмотря на то, что роман Уильяма Уортона, который был написан в 1978 году, оказался бестселлером. В картине Паркера, на самом-то деле, реализован намёк на войну во Вьетнаме, содержавшийся в литературном произведении якобы о второй мировой войне.
Но, скорее всего, зрителей отпугнула усложнённая, метафорическая стилистика фильма. Если в кинорок-опере «Пинк Флойд - Стена» восприятию иносказательных образов способствовала известная по звуковому альбому музыка знаменитой английской группы, то в ленте «Птаха» (хоть там и использованы сочинения Питера Гэбриела) зритель остаётся практически один на один с потоком визуальной фантазии режиссёра. Даже такой вроде бы неглупый американский критик, как Леонард Молтин, понял трагически очищающий финал-катарсис с полётом над землёй в качестве…«слабого гэгового окончания».
Subscribe

  • Есть такие девушки в Санкт-Петербурге!

    Вообще-то меня недолюбливает питерская кинотусовка на протяжении десятилетий. А вот обычные читатели и зрители чаще относятся благожелательно. На…

  • Они были октябрьскими

    Я уже вспоминал года три назад о том, что отвозил осенью 1977 года свою громадную курсовую работу о творчестве Марлена Мартыновича Хуциева на его…

  • "А я, приятель, сед"

    Еду вчера в лифте, смотрю на своё отражение в зеркале. Оказывается, не только борода у меня седая, но и голова тоже. Постарел за трудами праведными.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Есть такие девушки в Санкт-Петербурге!

    Вообще-то меня недолюбливает питерская кинотусовка на протяжении десятилетий. А вот обычные читатели и зрители чаще относятся благожелательно. На…

  • Они были октябрьскими

    Я уже вспоминал года три назад о том, что отвозил осенью 1977 года свою громадную курсовую работу о творчестве Марлена Мартыновича Хуциева на его…

  • "А я, приятель, сед"

    Еду вчера в лифте, смотрю на своё отражение в зеркале. Оказывается, не только борода у меня седая, но и голова тоже. Постарел за трудами праведными.