На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«СЕМЬ» (Seven / Se7en)
США. 1995. 127 минут.
Режиссёр Дэвид Финчер (David Fincher)
Автор сценария Эндрю Кевин Уокер (Andrew Kevin Walker) 
Оператор Дариус Хонджи (Darius Khondji)
Главный художник Артур Макс (Arthur Max)
Художник Гэри Уисснер (Gary Wissner)
Композитор Хауард Шор (Howard Shore)
В ролях: Брэд Питт (Brad Pitt), Морган Фримен (Morgan Freeman), Кевин Спейси (Kevin Spacey), Гвинет Пэлтроу (Gwyneth Paltrow), Ричард Раундтри (Richard Roundtree), Р. Ли Эрми (R. Lee Ermey), Ричард Портноу (Richard Portnow), Даниэль Сакапа (Daniel Zacapa), Джон Кассини (John Cassini)
Кассовые сборы - $100,1 млн. в США (в пересчёте по состоянию на 2006 год - $148,9 млн.), $327,3 млн. в мире
Посещаемость - 23 млн. зрителей в США
Премии: приз Национального совета обозревателей за второплановую мужскую роль (Кевин Спейси - также за участие в ленте «Подозреваемые лица», The Usual Suspects), 3 кинопремии MTV - за фильм, образ главного злодея (Кевин Спейси) и «самому желанному мужчине» (Брэд Питт), «Голубая лента» за лучшую иностранную картину в Японии, главный приз и премия за сценарий на МКФ в Порту
Оценка - 8,5 (из 10)

Триллер, фильм ужасов

Клипмейкер Дэвид Финчер вызвал массу ехидных замечаний, сняв с немалыми приключениями фантастический фильм ужасов «Чужой 3» (название иногда пишется со значком кубической степени). Любовь к цифрам привела к тому, что его следующей работой, осуществлённой, между прочим, в канун 33-летия, стал триллер «Семь», который на самом деле удивил и поразил многих, словно «седьмое чудо света». Но имеются в виду «семь смертных грехов», которые для вящей убедительности тех, кто подзабыл обо всех этих запретах или же просто не удосужился их загодя выучить, иллюстрируются в очень необычной форме крутого и напряжённого детектива об убийце-маньяке. Тут не захочешь, а будешь вынужден засесть в библиотеки. Так и делают два сыщика (один из них -молодой шалопай Дэвид Миллз в исполнении Брэда Питта, не зря названного «самым желанным мужчиной» на церемонии вручения кинопремий MTV, другой же, согласно моде - чернокожий умудрённый коп Уильям Сомерсет, как всегда с достоинством сыгранный Морганом Фрименом), перерывая множество книг в поиске необходимого ключа для разгадки внешне необъяснимых и друг с другом несвязанных преступлений.
Убийцы нынче пошли умные и остроумные, которые ни одного трупа не оставят без того, чтобы не показать свою учёность и смекалку, тем самым ставя в тупик нередко лишь одномерно и прямолинейно мыслящих полицейских. Поди догадайся, что не только чревоугодие и сладострастие (проявление чрезмерности губительно и для здоровья!), но и скупость, лень и гордыня (эти грехи, наоборот, выявляют в человеке стремление получить большее, пусть и прилагая меньшие усилия) относятся к вредным и осуждаемым недостаткам человеческого рода, которые преступник, моральный абсолютист, желает всенародно покарать и этим прославиться. И ещё до сверхнеожиданного финала он лично volens nolens выказывает свою неуёмную зависть - одно из самых нетерпимых качеств людей. Ну, а седьмым смертным грехом должен стать неконтролируемый гнев, который в пределах излагаемого сюжета может показаться даже праведным и обоснованным, поскольку объектом несдерживаемой злости представлен упомянутый убийца-манипулятор.
Все грехи, таким образом, раскрыты. Тайное, как и полагается, стало явным - даже если непременно скрыть окончание этой захватывающей истории, доподлинно тревожащей нервы. Хотя напоследок не только маньяк, возомнивший о себе Бог знает что (любопытно, что этого «криминального демиурга», держащего в страхе население и полицию, играет Кевин Спейси, который получил «Оскар» за роль демонического, мефистофелевского плана преступника в параллельно снятой картине «Подозреваемые лица»), но и режиссёр позволяет себе экстравагантную шутку. Ещё в начале фильма титры как будто нацарапаны острым лезвием по стеклу - замечательный и ёмкий образ безумия мира, в котором вовсе не судьба, согласно поэту, похожа на «сумасшедшего с бритвою в руке», а кровопийца местного масштаба горделиво присваивает себе функции безжалостного и неотвратимого Рока. Но вот в финале все надписи, сделанные в той же кривой, издёрганной манере, ползут задом наперёд. Казалось бы, мелочь, ловкий трюк, розыгрыш автора в стиле чёрного юмора...
Однако в этом, как и в несомненной цитатности (прежде всего вспоминается «Молчание ягнят», ставшее уже классикой жанра, а отдалённо - и «Психоз», который уже можно считать своего рода архетипным для всех лент, апеллирующих к чувству страха), видится отнюдь не «смертная греховность», а напротив, в определённом смысле благодетель. Авторы фильма «Семь» погружаются в культурные и кинематографические изыскания с той же страстью обнаружения формулы зрительского успеха, как и двое различных по темпераменту и житейскому опыту полицейских исступлённо перечитывают груды книг в поисках ответа на криминальный кроссворд. Насмотренность ничуть не хуже начитанности. Досчитав хотя бы до семи, научишься элементарным арифметическим действиям. Увидев же «Семь», узнаешь про семь смертных грехов и коварство хитроумных маньяков, которые не так глупы и безумны, как принято о них думать.
И солидные кассовые сборы в США (лишь десяти миллионов не хватило до коммерческого успеха пятикратно оскароносного «Молчания ягнят») и во всем мире ($327,3 млн., что превышает бюджет в десять с лишним раз!) подтверждают: Дэвид Финчер нашёл некий принцип «зрительской прогрессии», почти удвоив результаты «Чужого 3», а потратил на съёмки неизмеримо меньше. Он совладал и с интригой, и с эстетскими ухищрениями, прошёл как по лезвию бритвы между так называемым высоколобым кинематографом и «кино для всех» (а, например, «Подозреваемые лица», несмотря на два «Оскара» и признание критиков, ограничились скромными результатами в прокате).
Противники «Семи» стали упрекать картину в рассчитанности, тщательной выверенности, улавливании самых необычных и капризных зрительских предпочтений, как будто в самом факте учёта этих симпатий есть что-то порочное. Между тем, для независимой компании «Нью-Лайн Синема», принадлежащей к числу «новых выдвиженцев» или к «полумейджорам» Голливуда, ажиотаж вокруг фильма Финчера был столь же приятной неожиданностью, как и кассовый триумф годом ранее «Криминального чтива» для фирмы «Мирамакс». Вероятно, «Семь» не открывает новых горизонтов в киноискусстве, но может быть одним из образцов жанра ужасного триллера. Но, как и вслед за ним выпущенный криминальный кинороман «Схватка», лента Дэвида Финчера предлагает вполне приемлемое для поточного производства «мейнстримовское лекало». Чтобы было пусть не седмижды семь, а хотя бы семь таких «Семь». Интересно, появится ли когда-нибудь продолжение под названием «Семью семь»?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Средняя продолжительность кадра - 12,7 секунд

    По составленному мною монтажному листу фильма "...и будет дочь" всего получился 331 кадр. Если разделить общий хронометраж ленты (70 минут…

  • Милашки не в розовом

    Рецензия написана для ivi.ru Сначала удивляешься, что оказался действительно любопытным по разным параметрам фильм «Не беременная»…

  • Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг

    Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг (средний балл - 4,07) «Мюзикл воскресной школы» / «Внеклассный мюзикл» / Sunday School Musical…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Recent Posts from This Journal

  • Средняя продолжительность кадра - 12,7 секунд

    По составленному мною монтажному листу фильма "...и будет дочь" всего получился 331 кадр. Если разделить общий хронометраж ленты (70 минут…

  • Милашки не в розовом

    Рецензия написана для ivi.ru Сначала удивляешься, что оказался действительно любопытным по разным параметрам фильм «Не беременная»…

  • Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг

    Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг (средний балл - 4,07) «Мюзикл воскресной школы» / «Внеклассный мюзикл» / Sunday School Musical…