На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»
СССР. 1975. 160 минут.
Режиссёр Сергей Бондарчук 
Автор сценария Сергей Бондарчук по роману Михаила Шолохова
Оператор Вадим Юсов
Художник Феликс Ясюкевич
Композитор Вячеслав Овчинников
В ролях: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Андрей Ростоцкий, Николай Волков, Николай Шутько, Евгений Самойлов, Нонна Мордюкова, Лидия Федосеева-Шукшина, Иннокентий Смоктуновский, Ангелина Степанова, Ирина Скобцева. Зрительский успех - по 40,6 млн. на серию при тираже 1344 копии.
Оценка - 7 (из 10).
Премии: Государственная премия РСФСР-77; премия Ленинского комсомола-77 композитору Вячеславу Овчинникову (в том числе за музыку к этому фильму).

Военный роман

Может, и напрасно дирекция Каннского фестиваля устроила в 1975 году обструкцию советским киновластям, во что бы то ни стало требуя в конкурс полузапретное «Зеркало» Андрея Тарковского, а наши в ответ не менее рьяно настаивали на непременном участии в год 30-летия Победы картины «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука. Теперь, с дистанции в 30 лет, виднее, что Бондарчук не так уж конфронтационен по отношению к Тарковскому, а наличие в съёмочном коллективе «Они сражались за родину» выдающегося оператора Вадима Юсова, отказавшегося снимать «Зеркало» по принципиальным этическим соображениям, является вовсе не пикантным фактом в подтверждение этих раздоров, а наоборот - свидетельствует о линии преемственности, которая существует, например, между «Судьбой человека» Сергея Бондарчука и «Ивановым детством» Андрея Тарковского. Выбор Юсова был закономерен - никто до него и после него, пожалуй, не снимал войну так поэтично и страшно одновременно: что чёрно-белая строгая тональность, почти графическая изощрённость «Иванова детства»; что насыщенность цветом красок, радующих глаз запыленных в дороге или закопавшихся в землю солдат, неожиданная жизнелюбивость пространства в фильме «Они сражались за родину». А рядом - смерть: стоит лишь выйти на опушку березовой рощи или высунуться ненароком из окопа.
И только официально почитаемый Бондарчук мог позволить себе в то время (заметим, что за 10 лет до выпущенной не без сомнений и опаски ленты «Иди и смотри» Элема Климова) так откровенно жестоко показать грязь и кровь бесчеловечной бойни, а также рискнуть заявить о богоискательских мотивах тех из «сражавшихся за родину», кто веровал не в Сталина и социализм, а в Иисуса Христа и спасение на небесах. И всё-таки основным просчётом этой ленты, лишь претендующей на эпический размах, но, увы, лишённой дыхания военного эпоса, представляется сюжетная рыхлость и незавершенность одноимённого романа Михаила Шолохова, который писал его много лет, с большими перерывами и так не довёл до конца. Определённая «червоточинка» замысла скрывалась, по всей вероятности, и в стремлении писателя (а вслед за ним - и режиссёра) дать коллективный портрет воинов, вынужденных с боями отступать с Дона по степям к востоку, вплоть до Волги, а не выписать особенно выпукло и объёмно образы двух-трёх основных героев - например, Лопахина, Стрельцова, Звягинцева. Хотя по-человечески они интересны и по-своему даже новы для советского искусства военной тематики.
Но если вдруг вздумать провести сравнение между фильмами «Они сражались за родину» и «Спасение рядового Райана», то нашему произведению недостанет прежде всего чувства исторической дистанции во времени и как раз святой убеждённости в том, что только от каждого отдельного человека зависел исход битвы, а жизнь одного индивида всё равно важнее победы любой ценой. Уже в названиях невольно заложено противопоставление безличного «они» и конкретного солдата, пусть и с распространённой фамилией, которого следует непременно вызволить с фронта и отправить домой, к матери. Это как бы отечественная «Баллада о солдате» (знаменательно, что сценарий Валентина Ежова и Григория Чухрая первый и единственный раз среди наших кинематографистов номинировался на «Оскар»), но с обязательным голливудским хэппи-эндом: выжил и памяти павших достоин!
Subscribe

  • Средняя продолжительность кадра - 12,7 секунд

    По составленному мною монтажному листу фильма "...и будет дочь" всего получился 331 кадр. Если разделить общий хронометраж ленты (70 минут…

  • Милашки не в розовом

    Рецензия написана для ivi.ru Сначала удивляешься, что оказался действительно любопытным по разным параметрам фильм «Не беременная»…

  • Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг

    Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг (средний балл - 4,07) «Мюзикл воскресной школы» / «Внеклассный мюзикл» / Sunday School Musical…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Средняя продолжительность кадра - 12,7 секунд

    По составленному мною монтажному листу фильма "...и будет дочь" всего получился 331 кадр. Если разделить общий хронометраж ленты (70 минут…

  • Милашки не в розовом

    Рецензия написана для ivi.ru Сначала удивляешься, что оказался действительно любопытным по разным параметрам фильм «Не беременная»…

  • Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг

    Фильмы Рейчел Ли Голденбёрг (средний балл - 4,07) «Мюзикл воскресной школы» / «Внеклассный мюзикл» / Sunday School Musical…