На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:
«НЕВЫНОСИМАЯ ЖЕСТОКОСТЬ» (Intolerable Cruelty)
США. 2003. 100 минут.
Режиссёр Джоэл Коэн (Joel Coen)
Авторы сюжета Роберт Рэмси (Robert Ramsey), Мэтью Стоун (Matthew Stone), Джон Романо (John Romano)
Авторы сценария Роберт Рэмси (Robert Ramsey), Мэтью Стоун (Matthew Stone), Этан Коэн (Ethan Coen), Джоэл Коэн (Joel Coen) 
Оператор Роджер Дикинс (Roger Deakins)
Главный художник Лесли МакДоналд (Leslie McDonald)
Художник Тони Фэннинг (Tony Fanning)
Композитор Картер Бёруэлл (Carter Burwell)
В ролях: Джордж Клуни (George Clooney), Кэтрин Зита-Джонс (Catherine Zeta-Jones), Джефри Раш (Geoffrey Rush), Седрик Комедиант (Cedric the Entertainer), Эдвард Херрманн (Edward Herrmann), Пол Эделстайн (Paul Adelstein), Ричард Дженкинс (Richard Jenkins), Билли Боб Торнтон (Billy Bob Thornton), Джулия Даффи (Julia Duffy), Джонатан Хадари (Jonathan Hadary)
Кассовые сборы - $35,3 млн. (в пересчёте по состоянию на 2006 год - $37,9 млн.), $119,9 млн. в мире
Посещаемость - 5,85 млн. зрителей в США
Оценка - 6,5 (из 10)

Романтико-ироническая комедия

Одиннадцатая по счёту картина творческого тандема братьев Коэн (Этан по привычке указывает себя в титрах только в качестве продюсера и сценариста, хотя фактически осуществляет режиссуру вместе со старшим братом Джоэлом) оказалась самой дорогостоящей - бюджет составил $60 млн. Правда, не очень понятно, на что (кроме гонораров для двух кинозвёзд) была потрачена столь внушительная для романтической комедии сумма, которая, кстати, не окупилась в американском прокате, несмотря на всё-таки немалые для этих авторов кассовые показатели, уступающие только результатам их ленты «О, брат, где ты еси?». Вообще-то «Невыносимая жестокость» рекламировалась, согласно своему слогану Romantic Comedy with Bite, с претензией на «едкость» (дословно же bite означает «укус»), но именно язвительной сатиричности ей недостаёт. Фильм представляется вполне милым и симпатичным даже в описании нравов порочных калифорнийских богатеев, праздных дам, охотящихся за солидным наследством, и гиеноподобных по своему поведению адвокатов, которые готовы извлечь максимальную для себя выгоду из самой безнадёжной в юридическом смысле ситуации.
Как раз таков истинный «орёл юриспруденции» Майлс Мэсси, порой скучающий от того, что постоянно выигрывает все бракоразводные процессы. Он ловко доказывает, что вместо измены одного из супругов была только исключительная забота о любимом человеке, а тот, кто заключил союз на совершенно бескорыстных основаниях, на самом деле преследовал цель нагло поживиться за чужой счёт. Майлсу ничего не стоит назвать чёрное белым, и наоборот. Цинизм - его профессия. Но если для Мэсси очередной обман присяжных и судьи является узаконенной формой присвоения денег клиентов, то «роковая красотка» Мэрилин (играющая её Кэтрин Зита-Джонс никогда прежде не была столь обворожительной!), которая уже неоднократно побывала замужем, может считаться лишь мошенницей-любительницей, пусть и превосходящей удачливого адвоката по хитроумности своих поступков. Неудивительно, что она пытается обвести вокруг пальца оказавшегося на пути Майлса Мэсси, хотя оба моментально почувствовали редкую предрасположенность друг к другу.
Братья Коэн никогда и не скрывали, что ссылаются в собственном творчестве на классический Голливуд 30-50-х годов, стилизуя сформированные им жанры - от гангстерского фильма и триллера до романтической и эксцентрической комедии. Однако «Невыносимая жестокость» лишена особых стилизаторских примет не только по причине развития действия в современной Америке, то есть в 2000-е годы. В конце концов, и самые первые работы этих кинодеятелей («Просто кровь», «Воспитание Аризоны», «Перекрёсток Миллера»), как и более поздняя картина «Фарго», разворачиваются на фоне нынешних реалий. Именно «Фарго» знаменует своеобразный водораздел в кинематографической карьере братьев Коэн, не то чтобы отделяя их арт-хаусное кино от коммерчески ориентированного (допустим, предыдущая лента «Человек, которого там не было» - внешне эстетское произведение), но свидетельствуя о дальнейшей мимикрии творцов, умеривших личные представления о художественных амбициях.
В таких прежних коэновских «пустячках», как упоминавшееся «Воспитание Аризоны», а ещё «Зицпредседатель Хадсакера», содержался несомненный авторский вызов, присутствовала необходимая едкость тона, чего становится всё меньше и меньше в фильмах, созданных уже после «Фарго». И как раз «Невыносимая жестокость», вопреки своему хлёсткому названию, оказывается наиболее терпимой и даже в чём-то благостной картиной человеческих нравов, а фирменный стиль двух ярких сочинителей размывается не только от наличия в титрах других соавторов сюжета и сценария. Парадоксально, но подражание «блеску Голливуда», выраженное здесь не столько в жанре и манере повествования, а словно в атмосфере всего происходящего, приводит братьев Коэн к утрате творческой индивидуальности. Нетрудно предположить, что вместо них эту «дистиллированную сатиру» был способен поставить любой иной современный режиссёр вовсе не суперкласса - к примеру, Эндрю Бергман («Это может случиться с тобой») или Чарльз Шайер («Я люблю неприятности»).
Вот и получается, что известное выражение «Пустячок, а приятно!» в данном случае должно быть слегка подкорректировано. Приятно, но всё же пустячок!
Subscribe

  • Когда смартфон захватывает кого-то сильнее

    Не перестаю удивляться, что и на пресс-показах попадаются такие умники, которые почти на протяжении всего фильма сидят, уткнувшись в свои смартфоны,…

  • Фильмы Кристиана Кариона

    Фильмы Кристиана Кариона (средний балл - 5,3) «Счастливого Рождества» / Joyeux Noël…

  • Вместо нелюбви

    Рецензия написана для ivi.ru Можно предположить, что режиссёрам довольно скучно делать авторимейки, переснимая по-английски те фильмы, которые были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Когда смартфон захватывает кого-то сильнее

    Не перестаю удивляться, что и на пресс-показах попадаются такие умники, которые почти на протяжении всего фильма сидят, уткнувшись в свои смартфоны,…

  • Фильмы Кристиана Кариона

    Фильмы Кристиана Кариона (средний балл - 5,3) «Счастливого Рождества» / Joyeux Noël…

  • Вместо нелюбви

    Рецензия написана для ivi.ru Можно предположить, что режиссёрам довольно скучно делать авторимейки, переснимая по-английски те фильмы, которые были…