На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
"АССА"
СССР. 1987. 153 минуты.
Режиссёр Сергей Соловьёв
Авторы сценария Сергей Ливнев и Сергей Соловьёв
Оператор Павел Лебешев
Художник Марксэн Гаухман-Свердлов
Композитор Борис Гребенщиков
Песни Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя
В ролях: Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Дмитрий Шумилов, Виктор Бешляга, Анита Жуковская, Андрей Халявин, Ирена Куксенайте, Илья Иванов, Александр Баширов
Зрительский успех - по 17,8 млн. на серию
Оценка - 7 (из 10)
Премии: «Ника»-88 за работу художника

Фикция

Первая часть "маразматической трилогии" (по определению самого постановщика) была создана Сергеем Соловьёвым в революционное время перемен и общественных манифестаций, поэтому в большей степени проникнута романтическим пафосом, хотя криминализация и без того абсурдного существования людей в вырождающейся социалистической системе нашла отражение и в этом "прикольном кинополотне". Что позволило потом режиссёру Станиславу Говорухину, который не без удовольствия сыграл загадочно-инфернального мафиози "крымского разлива" и с надлежащей фамилией Крымов, сделать первые обобщения в развёрнутой им позднее стройной теории "второй криминальной революции". А Соловьёв, резко поменяв ещё в предшествующем фильме "Чужая Белая и Рябой" свою прежнюю литературно-живописную манеру, больше ориентированную на классику и устоявшиеся духовные и культурные ценности, видимо, получил наибольший кайф от воплощения на экране сюрреалистического пейзажа "Ялта зимой", демонстративного смешения стилей и жанров, сюжетных наворотов и постмодернистских сносок, возникающих по поводу и без повода. А также подзарядился от совместной работы с молодыми - сценаристом (в дальнейшем - режиссёром и продюсером) Сергеем Ливневым, художником-авангардистом Сергеем Бугаевым (Африкой), который сыграл главную роль богемного юноши по прозвищу Бананан, влюблённого в девушку мафии, с певцом и композитором Борисом Гребенщиковым, ещё одним певцом Виктором Цоем из группы "Кино". И его воспитанники из казахской киномастерской во ВГИКе привели на съёмочную площадку новых для советского кинематографа "стебанутых" персонажей (среди них колоритнее всех были Илья Иванов и Александр Баширов).
Шумная, необычная по тем временам премьера "Ассы" была тоже устроена как всеобщий стёб, хотя рок-музыканты, включая Цоя, видели во всём этом несомненные приметы "попсы" - можно добавить, и типично "пионерских розыгрышей", с лихвой реализованных затем в последующих частях трилогии Сергея Соловьёва: "Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" и "Дом под звёздным небом". Однако в "Ассе" как раз ценно то наивное первопроходческое стремление всё перевернуть и начать с нуля, которое роднит этот ёрнический опус поздних 80-х с любительскими усилиями "авантюристов от кино" за восемь десятилетий до этого. По сути, "Асса" - это…"Понизовая вольница" постперестроечного периода, криминально-богемно-курортный романс, развёрнутый уже не в семи сценах, не на протяжении жалких восьми минут и не на фоне заурядной реки, а в двухсерийном псевдоэпическом действии у моря. И в качестве "зиц-персидской княжны" выступает бывшее одухотворённое создание из соловьёвских же фильмов "Сто дней после детства", "Спасатель", "Наследница по прямой" и "Избранные", которое вновь воплотила на экране его муза Татьяна Друбич.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments