На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ!»
СССР. 1964. 82 минуты.
Режиссёр Михаил Калик
Авторы сценария Борис Балтер и Михаил Калик по повести Бориса Балтера 
Оператор Леван Пааташвили
Художник Татьяна Антонова
Композитор Микаэл Таривердиев
В ролях: Алексей Локтев, Николай Досталь, Михаил Кононов, Наталия Богунова, Анна Родионова, Евгений Стеблов, Виктория Фёдорова, Ангелина Степанова, Ефим Копелян, Евгения Мельникова, Эльза Леждей,
Посещаемость - 13,1 млн. зрителей при тираже 924 копии
Оценка - 9,5 (из 10)

Ретро-драма

Когда я начал смотреть эту ленту Михаила Калика по телевизору летом 1993 года, причём во время очередного Московского кинофестиваля, то мне казалось, что раньше всё-таки её не видел. Однако по ходу просмотра я стал отчётливо, буквально по кадрам и репликам, догадываться, что, видимо, в детстве умудрился как-то познакомиться с фильмом «До свидания, мальчики!», и он остался в глубинах личной памяти, если вдруг выплыл из подсознания и заставил до мелочей вспомнить о себе, словно это было давнее, уже подзабытое событие из собственной биографии. Или можно сравнить с неожиданно обнаруженной старой фотографией из семейного альбома, которая позволила вновь ощутить вроде бы ушедшую в небытие эпоху.
Вот и в этой ретро-истории о подростках из южного города у моря ещё в довоенное время, о предстоящей судьбе которых мы знаем гораздо больше, чем они сами, трогает и покоряет, прежде всего, не зыбкая атмосфера призрачного рая, где пока пребывают те, кому суждено погибнуть на войне или в сталинских лагерях, а может, выжить вопреки всему, но на всю жизнь сохранить в душе щемящее чувство непостижимой вины перед навсегда исчезнувшими друзьями. И режиссёр Михаил Калик, и оператор Леван Пааташвили застали войну ещё детьми. Но их картина, помимо печально-поэтической интонации в рассказе о том, что вот-вот произойдёт непоправимый слом всего миропорядка, обладает уникальным свойством «сияния» чёрно-белого изображения.
И как раз это свечение запечатлённой на экране реальности даёт возможность найти второе (вслед за «лёгким дыханием») определение для кино того времени. У Арсения Тарковского пророчески и просто сказано в финале одного из стихотворений: «Листьев не обожгло, / Веток не обломало.../ День промыт, как стекло. / Только этого мало». Кадр промыт и прозрачен. И лица удивительно просветлённые, чистые, открытые. Таких больше нет. И подобного кинематографа уже не существует. До свидания, мальчики!
Subscribe

  • И когда сено косят, а рожь убирают

    Продолжая заниматься сценарием большого сериала, поневоле пытаешься определить месяц, когда происходит действие той или иной серии, чтобы обозначить…

  • Андалузский сюр

    Подал вчера заявку на участие фильма "...и будет дочь" в конкурсе международного кинофестиваля в Севилье, что находится в Андалусии,…

  • А ушёл бы в монахи - откажи вдруг Монахова!

    Вообще-то Наталья Монахова даже была готова выступить, как и её муж Святослав, сразу в двух ипостасях в фильме "Любовь зимой", если бы я не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments