На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

«ПРОРВА»
Россия-Франция-ФРГ. 1992. 108 минут.
Режиссёр Иван Дыховичный
Авторы сценария Надежда Кожушаная, Иван Дыховичный 
Оператор Вадим Юсов
Художник Владимир Аронин
Композитор Юрий Буцко
В ролях: Александр Феклистов, Уте Лемпер (Ute Lemper), Евгений Сидихин, Наталья Коляканова, Екатерина Рыжикова, Елена Антонова, Алексей Кортнев, Пётр Зайченко, Дмитрий Дыховичный, Сергей Маковецкий, Александр Балуев
Премии: «Ника» за операторскую работу, «Золотой Овен» в номинации «открытие года» (Надежда Кожушаная - также за сценарий фильма «Нога»), 2 приза кинопрессы России - за фильм и главную женскую роль (Уте Лемпер)
Оценка - 7 (из 10)

Социальная ретро-драма

Главная загадка этого фильма - упоительно-праздничный, очищающе-восторженный внешний облик сталинской эпохи, которую, можно сказать без преувеличения, почти гениально реконструировал оператор Вадим Юсов, но, тем не менее, счастливо избежал державной пышности и подобострастной слащавости, в избытке присущих певцам "новой Москвы" именно в 30-е годы. Подобно тому, как с проникновенным лиризмом и идущей от сердца любовью он снял Москву 60-х в картине "Я шагаю по Москве" Георгия Данелии, так и почти тридцать лет спустя в "Прорве" во взгляде мастера с кинокамерой на столицу в одну из самых мрачных пор её существования есть неизъяснимая нежность и особая доверительность.
А этого, к сожалению, лишён иногда невразумительный рассказ об осознаваемых или глубоко скрываемых страданиях людей, проваливающихся вместе со страной в некую прорву, бездонную пропасть. В сюжетном анекдоте с кобылой Буденного для военного парада и в показе "сладкой жизни" партократии тех лет чересчур много бравады и шутовских эффектов; в душераздирающем романе жены госчиновника и простого рабочего немало придуманной многозначительности и слишком демонстративного, прямолинейного обыгрывания "мачизма по-советски"; а в истории молодого поэта, к несчастью, догадавшегося не только о прорве вокруг, но и в собственной душе, больше всего неясностей или глухих обмолвок. Вот почему и получается, что не возвеличивающе ностальгичный, но и не язвительно осуждающий портрет "расцвета-заката сталинской империи" удался, прежде всего, оператору Вадиму Юсову, который словно превратил строчки из парадно-патриотической майской песни ("утро красит нежным цветом" и "холодок бежит за ворот") в интимное воспоминание о кратком миге человеческого счастья.
Subscribe

  • Загранпаспорт теперь есть, а вот приглашений нету

    Получил сегодня заграничный паспорт. Но пригодится ли он мне? Помнится, что в прошлый раз, когда я оформил себе загранпаспорт, в итоге вообще никуда…

  • Найти выход в охоте на лис

    Рецензия написана для ivi.ru Третья полнометражная работа британского режиссёра Джерарда Джонсона, который снимает с периодичностью один фильм в…

  • Я как сапожник без сапог

    Некоторые удивляются, что я отказался обсуждать фильм "Дюна". Но и раньше пару раз я не принимал участие в программе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment