А в третьих, что куда важнее, «Привилегия» занимает подобающее ей место в череде преимущественно британских картин, которые в яркой кинематографической форме и нередко с использованием производящего сильное впечатление музыкального ряда, в том числе рок-композиций, отражали рост молодёжных настроений в обществе, включая протестные и вообще бунтарские. Сам Питер Уоткинс, чтобы лучше изучить изнутри среду популярных исполнителей (поскольку главный герой «Привилегии» - кумир толпы, неистовствующей на его концертах), пересматривал канадский документальный фильм 1962 года «Одинокий парень» о стремительной карьере юного певца Пола Анки. Однако напрашивается немало аналогий с английскими лентами Ричарда Лестера - «Вечер трудного дня» и «На помощь!» со звёздным участием группы «Битлз». А ещё можно вспомнить раннюю картину Кена Рассела «На французский манер» (буквальный перевод - «Французское платье»), от которой он позже открещивался почему-то.
Вот имя Рассела действительно значимо в данном контексте, поскольку этот постановщик будет в 70-е годы не только шокировать весьма вольными биографическими фантазиями о композитора-классиках, но и создаст замечательную кино-рок-оперу «Томми» на основе звукового альбома группы The Who. И там, как и в «Квадрофении» Фрэнка Роддэма, где использована проблематика другого сочинения этого коллектива, угадываются пересечения с «Привилегией». Да и ведь «Если» и «О, счастливчик!» (тем более - с зонгами Алана Прайса) Линдсея Андерсона, даже «Заводной апельсин» Стенли Кубрика тоже вписываются в серию кинопроизведений о молодёжной субкультуре и вообще контркультуре. Тут нельзя предполагать, кто и на кого конкретно влиял. Допустим, «Фотоувеличение» со знаковой во многих смыслах сценой рок-концерта вышло в Великобритании за три месяца до «Привилегии», а потом Микеланджело Антониони в «Забриски Пойнт» обратился к музыке «Пинк Флойд», чьё аудиотворение «Стена» позже экранизировал потрясающе Алан Паркер. Просто многое из того, что уловлено этими музыкантами и кинематографистами, словно носилось в воздухе - и не только в Великобритании, но и в США, где появилась в 1968 году первая рок-опера «Волосы», спустя одиннадцать лет виртуозно переосмысленная в кино Милошем Форманом.
Кое-кто упоминает ещё в случае с «Привилегией» американский фильм «Дикари на улице» Бэрри Шира, выпущенный через год. И их сравнивал, например, признанный критик Роджер Ибёрт, утверждая, что лента Шира, несмотря на более слабые художественные достоинства, точнее соответствует чаяниям подростков. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что «Дикари на улице» (уже в самом названии можно почувствовать подвох) - довольно старомодная по манере, словно снятая в 50-е годы, а главное, консервативная, реакционная и даже вредная картина, высмеивающая и развенчивающая экстремизм юных, который якобы направлен против всех, кто старше двадцати пяти.
Наоборот, «Привилегия» Питера Уоткинса - это своего рода трагифарс, рисующий с немалой издёвкой, помимо музыкальной индустрии, всю общественную систему с религиозными институтами в придачу, которые оказываются ещё лицемернее и лживее, нежели наглые воротилы-продюсеры и всякие политиканы, жаждущие присосаться к чужой славе и обратить её себе на пользу. И особенно ценен для Уоткинса практически основной мотив всего его творчества на протяжении почти полувека - как отдельный индивид, даже самый необычный и поистине талантливый, может превратиться в послушную игрушку в руках всевозможных манипуляторов фактически в любые времена: от прошлого до будущего. Однако у человека, всё-таки способного осознать незаёмное чувство собственного достоинства, есть уникальная привилегия - сделать окончательный выбор, оставшись в стороне от суеты и шумихи, сохранить свою идентичность, неподвластную никаким махинациям тех, кто считается «сильными мира сего».
