На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«АЙРИС» (Iris)
Великобритания-США. 2001. 90 минут.
Режиссёр Ричард Эйр (Richard Eyre)
Авторы сценария Ричард Эйр (Richard Eyre) и Чарльз Вуд (Charles Wood) по книге «Айрис: Воспоминание и элегия для Айрис» (Iris: A Memoir and Elegy for Iris) Джона Бейли (John Bayley)
Оператор Роджер Прэтт (Roger Pratt)
Главный художник Джемма Джексон (Gemma Jackson)
Художник Дэвид Уоррен (David Warren)
Композитор Джеймс Хорнер (James Horner)
В ролях: Джуди Денч (Judi Dench), Джим Броудбент (Jim Broadbent), Кейт Уинслет (Kate Winslet), Хью Бонневилл (Hugh Bonneville), Пенелопи Уилтон (Penelope Wilton), Джульет Обри (Juliet Aubrey), Крис Маршалл (Kris Marshall), Сэмьюэл Уэст (Samuel West), Тимоти Уэст (Timothy West), Сэйра Тодд (Saira Todd), Джульет Хауленд (Juliet Howland)
Премии: «Оскар», «Золотой глобус» и приз Национального совета обозревателей в США за второплановую мужскую роль (Джим Броудбент), приз БАФТА за главную женскую роль, премия жюри дебютов за «новый талант» актёру Хью Бонневиллу на МКФ в Берлине в 2002 году, Европейский киноприз (по голосованию зрителей) за лучшую женскую роль (Кейт Уинслет) в 2002 году
Кассовые сборы - 3,65 млн. фунтов стерлингов в Великобритании, $5,6 млн. в США (в пересчёте по состоянию на 2008 год - $6,7 млн.), $16,15 млн. в мире
Посещаемость - 1 млн. зрителей в США
Оценка - 5,5 (из 10)
 
Биографическая драма
 
История жизни и смерти выдающейся английской писательницы Айрис Мёрдок поведана в двух временных пластах - в начале её писательской карьеры и на закате дней, когда Мёрдок уже не только не могла писать, но и практически утратила связь с реальным миром, страдая от болезни Альцгеймера. Несмотря на самоотверженное мастерство признанной британской актрисы Джуди Денч, занятой в театре в шекспировском репертуаре (кстати, там она в течение 35 лет сотрудничала с Ричардом Эйром, режиссёром «Айрис»), не покидает некоторое чувство неловкости, что известная личность представлена на экране в момент жалкого и малоприятного существования из-за своей прогрессирующей потери памяти. Разумеется, нельзя отказывать в праве искусства обращаться к теме тяжёлой болезни и медленного умирания человека, однако в кино это выглядит поневоле натуралистично, грубо и отталкивающе, тем более - в случае с женщиной, которую, кстати, мы видим в сценах ретроспекций цветущей и пышнотелой в исполнении Кейт Уинслет.
Между прочим, эти эпизоды из молодости Мёрдок, когда она познакомилась со своим будущим мужем, литературным критиком Джоном Бейли, слишком уж часто, надоедливо и однообразно вплетаются в ткань повествования. Представленный ещё в прологе момент плавания главных героев под водой потом повторяется несколько раз, отыгрываясь и в современности. Но при всём желании особого «подводного» смысла тут не обнаружишь, за исключением очевидного: здоровая юность всегда лучше немощной старости. Точно так же и взаимоотношения свободолюбивой и независимой начинающей писательницы, которая вполне опытна в сексуальном плане, с более робким и неуверенным в себе молодым преподавателем из университета становятся ясны, что называется, с первого взгляда - и всё-таки продолжают демонстрироваться на экране с редкой настойчивостью. Спасает лишь естественное пребывание в кадре Уинслет и её менее известного партнёра Хью Бонневилла, который, впрочем, успел получить на фестивале в Берлине премию жюри, отмечавшего «новые таланты».
Но вопреки прихотливому чередованию времён, «Айрис» остаётся если не театральным, то довольно скромным телевизионным проектом литературного свойства, как будто бы реализованным для цикла творческих портретов английского канала «Би-Би-Си». Что, пожалуй, неудивительно, так как картина снята на основе мемуаров Джона Бейли об Айрис Мёрдок. Кинематографа здесь, увы, маловато.
2002
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Когда смартфон захватывает кого-то сильнее

    Не перестаю удивляться, что и на пресс-показах попадаются такие умники, которые почти на протяжении всего фильма сидят, уткнувшись в свои смартфоны,…

  • Фильмы Кристиана Кариона

    Фильмы Кристиана Кариона (средний балл - 5,3) «Счастливого Рождества» / Joyeux Noël…

  • Вместо нелюбви

    Рецензия написана для ivi.ru Можно предположить, что режиссёрам довольно скучно делать авторимейки, переснимая по-английски те фильмы, которые были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments