У Павловича, имевшего немалые трудности с цензурой с самого начала своей деятельности в кино, "Неприятель" не просто вписан в югославскую действительность почти середины 60-х годов, но и знаменательно отстаивает для кого-то, увы, иллюзорную и ставшую ненужной романтическую идею революции, верности идеалам партизанской молодости. Поэтому закономерно приглашение "главного партизана" югославского кино - Велимира Баты Живоиновича, который одновременно играет прекраснодушного Слободана Антича и его циничного и подлого двойника, уж точно умеющего быстренько устроиться в жизни и найти тёпленькое место под солнцем.

А вот для подлинного Слободана уготовлена могила на заснеженном кладбище. И уже во второй раз (после "Незнакомки" Динары Асановой) потрясает трагический зимний финал, поистине создающий прозорливое ощущение "конца эпохи". Но ещё до этого покажут безжизненное белое тело героя, распластанное на столе в морге. Можно вспомнить, что одна из самых известных картин Живоина Павловича, относящаяся к запоздало артикулированной югославскими критиками "чёрной волне", называлась "Когда я буду мёртвым и белым".