На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Искренность на грани кича

Французский режиссёр Леос Каракс, который отметил в конце прошлого года своё шестидесятилетие, снимает крайне редко после трёх первых картин: начиная с 1992 года, когда появился долго снимавшийся и весьма затратный фильм «Любовники с Нового моста», он выпустил всего лишь три ленты. «Аннетт», представленная на последнем Каннском кинофестивале, получила приз за режиссуру, что сразу же объявили якобы первой весомой наградой для этого постановщика. Хотя ещё в 1987 году его, пожалуй, лучшая картина «Дурная кровь» заслужила на Берлинале премию Альфреда Бауэра - а она вручалась произведениям, которые «открывает новые перспективы в кинематографическом искусстве». Но с некоторых пор имя этого самого Бауэра, заклеймённого в коллаборационизме, подвергнуто обструкции, поэтому уже стало неудобным упоминать данный приз.
В любом случае, Каракса прежде обделяли особым вниманием в Канне, хотя и включали его фильмы в конкурс, а для «Аннетт» вообще устроили показ на торжественном открытии фестиваля. И вроде бы эта лента должна была бы свидетельствовать о возрождении «безумного таланта» французского автора, которого с момента выхода картины «Парень встречает девушку», снятой им ещё в 23-летнем возрасте, стали называть enfant terrible национального кинематографа. Да и в реальной жизни Леос Каракс не раз оправдывал подобное звание, реализуя в полной мере собственное «эго» и, в частности, подвергая немалым психологическим мучениям своих возлюбленных (по совместительству - актрис), будь то Мирей Перье, Жюльет Бинош или Катерина Голубева, которую он увёл у друга, литовского режиссёра Шарунаса Бартаса.
Кстати, таинственные обстоятельства гибели Голубевой, как и не преходящее с годами острое чувство вины Каракса перед ней, а также перед их дочерью Настей (появляется вместе с отцом в прологе «Аннет», и ещё именно ей посвящён фильм в финальных титрах), нашли в определённой степени своё отражение в рассказанной истории, пусть она и была изначально придумана американскими музыкантами, братьями Роном и Расселом Мэйл, известными по группе Sparks. Ведь это не очередная версия на ту же самую тему, как и три первых ленты постановщика, которые повествовали о порой запутанных и мучительных отношениях тех, кто любит друг друга, жить вообще не может без своего партнёра, но и одновременно разрушает неосознанно или, увы, целенаправленно совместное счастье, оказывающееся то непозволительно кратким, то продолжительно тяжким для обоих.

Можно сказать, что и непосредственно в творчестве Леоса Каракса наблюдаются столь непредумышленные и иногда губительные перепады в общем настроении автора, а особенно в его вдохновении, подверженном броскам из стороны в сторону, резким синкопическим порывам, когда поистине удачные и просто великолепные сцены сочетаются с банальными и чуть ли не грани кича, то есть элементарной безвкусицы. Причём во втором этапе карьеры Каракса («Пола Х», «Корпорация «Святые моторы» и «Аннетт») это сказывается всё сильнее и сильнее.
И в последней картине наряду с отличным вступлением, трогательным финалом с девочкой и, как правило, лучше получившимися моментами, когда поют много людей на экране, а не один или двое, действительно искреннее намерение творца покаяться за все грехи, которые совершил ненароком или со зла, временами вступает в явное противоречие с шаблонностью и даже пошлостью отдельных художественных решений. Что не удивительно, наверно: сочетание комизма популярного исполнителя в стендапе и искусства оперной певицы не могло не привести к досадным стилевым перекосам и невоздержанным проявлениям дурного вкуса.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments