Мцитуридзе попросила меня сделать отдельный пост про это. Но я начну немного издалека.
В начале апреля 1974 года, будучи первокурсником киноведческого факультета ВГИКа, я ездил в город Владимир на обсуждение местными киноклубовцами фильма "Калина красная". Как юный, неопытный и пока что глупый критик, я предпочёл слушать умные разговоры поднаторевших в области кино, которые восхищались картиной Шукшина. Меня же смущали тогда кое-какие аляповатые и вроде бы лишённые вкуса сцены, напоминающие кич (те, кто упорно употребляет слово "китч", видимо, не знают правила немецкого языка). Сейчас бы я сказал, перефразируя знаменитую строчку Анны Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого кича растёт трагедия".
Вероятно, именно это привело в восторг Райнера Вернера Фассбиндера летом 1975 года, когда он впервые увидел на Берлинском кинофестивале ленту уже покойного Василия Шукшина. Ведь Фассбиндер как раз обожал игру с низкими жанрами, опускался порою до безвкусицы, но непременно старался вывести повествование на драматический или вообще трагический уровень. К тому же он выпустил перед этим одну из своих лучших и в какой-то степени исповедальных работ - "Кулачное право свободы", сыграв в ней главную роль. И неожиданно почувствовал перекличку с "Калиной красной" и её героем, вором-рецидивистом Егором Прокудиным. Принял Василия Шукшина как своего "духовного брата".


А также можно сопоставить то, как Райнер Вернер Фассбиндер, словно преодолевая арт-хаусность прежних фильмов, напряжённо искал выход на широкую аудиторию, что крайне занимало и Василия Шукшина, который хотел добиться (и ведь добился!) невероятной зрительской популярности. И если взглянуть на поздние картины Фассбиндера (наибольший успех выпал на долю "Замужества Марии Браун" и сериала "Берлин, Александерплац"), нетрудно убедиться, что опыт Шукшина действительно пригодился немецкому режиссёру.
P.S. Только сейчас заметил, что совпадает даже одежда героев Шукшина и Фассбиндера: чёрная кожаная куртка и красная рубашка.