На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Есть умные женщины на русских просторах!

Ольга Конфедерат, выпускница ВГИКа, киновед, кандидат культурологии, доцент Челябинского государственного университета, посмотрела мой фильм "...и будет дочь" - и вот что написала:

Такие вещи не допускают спешки. Не потому, что структурно сложны. А потому что снимал киновед, пропитанный до мозга костей всей существующей киновизуальностью. Смотрящий тоже не лыком шит. И это надо было выпарить. Не из фильма. Из себя. Чтобы не согрешить, не дай Бог, сравнением.
Потом надо было попробовать посмотреть еще раз, но без звука, чтобы Пёрселл не оправдывал видеоряд своим величием. С Пёрселлом и так все понятно.
Что касается способа повествования, то я приняла его уже на 16 минуте. Когда ясно стало, что другого не будет. Будут странные крупные планы, фрагментирующие лица. Будут еще более странные «американские» планы, кадрирующие тело от ключиц до колен. Будут быстроскользящие, но не экспрессивные городские проезды неопределенной длительности. Будут пустые кадры с фрагментами фигур, смещенных чуть ли не за пределы видимого. И все будет складываться в довольно странную оптическую историю, параллельную житейской сценарной истории и ее классической морали. Или внутри нее. Как посмотреть. Для удобства понимания мне придется вынести житейскую мораль за скобки. Иначе сочувствовать тебе будет слишком просто. Я тоже знаю, что семья – это наше все, а терять близких - неизбежный опыт, к которому нельзя привыкнуть. Обо всем этом так важно и хорошо поговорить плечом к плечу с другом за бутылкой хорошего вина. Но это не может быть алиби для фильма. Или для книги.
И вот теперь можно говорить.
Ты мог сделать другой фильм. Набитый до отказа кадрами Тарковского, Одзу и Хуциева. Их несложно стилизовать и цитировать даже с небольшим бюджетом. Ты этого не сделал. Значит, надо смотреть то, что сделал ты.
Не знаю, насколько я совпаду с твоим замыслом. Надеюсь, совпаду с тем, что вижу. Поскольку это твой пока единственный фильм, странно было бы надеяться на мастерское сведение почерка и смысла везде и всюду. Но есть вещи, которые ты делаешь (или которым позволяешь случиться). Есть несколько планов, возникающих и застывающих на несколько мгновений в монотонном скользящем потоке с неустойчивыми берегами и кренящимся горизонтом. В них на время кристаллизуется чувство беспредметной и беспричинной тревоги (сценарно оправданную тревогу я не беру в расчет, это слишком просто). Как будто оптическая немота достигает томительного предела – и разрешается артикулированным звуком. Например, здесь:

Что странно, потому что я не понимаю своего взволнованного внимания к этому кадру. Не понимаю остановки и возобновления движения камеры.
А здесь все оправдано-сильно. Это один из лучших кадров. Не сам по себе, а в синтаксисе пассажа. Первый раз, когда у меня спазматически сжалось горло. Особенно, когда видишь окончательные жесты шлагбаумов.

И дальше тоже.



Особенно потому, что в первом кадре мне долго приходится смотреть на падающий снег, а во втором - как в этот замерший темный заснеженный кадр входит поезд. И ничего, кроме этого завораживающего приближения.
Гоню прочь ассоциации с подобными состояниями в кадрах Антониони, Джармуша или Киаростами, чтобы не рассеять лично мое, провинциальное, потерянное, бездомное ощущение.
И как не заметить единственную, по-моему, пластическую экспрессию:

Она возникает так неожиданно для глаза, вовлеченного в безбрежную, но все же подспудную тревогу предыдущих пассажей, что действует как приглушенный вскрик. Или взрыд. Вместе с открывающимся затем экстатическим жестом диагоналей перрона, путей, лестниц и мостов.
Все не может быть идеально. Мне кажется, что твой замысел в идеале требовал идеального человеческого материала. Для Отца, для Срединной Героини, например (надеюсь, я не ошибаюсь, думая, что в фильме три ипостаси Героини). Героиня-дитя и Героиня из настоящего – абсолютно хороши! Краем памяти я вспоминаю Евгению Уралову у Хуциева, но твоя, хоть и отсылает к ней, столь же хороша. Этого же типа, аллюзионная без сомнения, и все же сама по себе хороша.
Надеюсь, у меня получилось увидеть твой фильм. Знаю, что снимал его киновед, и этот киновед мог бы прочесть цикл лекций о том, как и почему цвет сменяет черно-белую материю в фильме, скажем, Тарковского. Но это я знаю. А когда у тебя впервые почему-то появляется цветовой… не знаю, как сказать. Толчок крови в артерии или глоток воздуха, когда всплываешь на поверхность… Словом, ты понял. Я переживаю не цитату, и висцеральный спазм. И легкий жар.
Не сочти меня мелочной, но рисунок на желтом платье героини в начале финального пассажа и даже оттенок этого желтого настолько точно звучат в оптическом целом пассажа, что меня одолевает бессмысленная и беспричинная радость. Так просто, так бесхитростно, так великолепно!
Короче: хорошо, однако! Большое удовольствие доставил твой фильм. Очень надеюсь, что у тебя будет желание и возможность снимать еще.
Subscribe

  • Нашинкованное кино

    После приятно удивившего меня фильма "Девушка с вечеринки" Николаса Рея решил я вчера посмотреть чего-нибудь свеженькое. Выбор пал на…

  • Ещё не время мне стариться!

    Я был бы готов на подвиг - посмотреть ещё семь фильмов М. Найта Шьямалана, пропущенных мною за 17 лет, когда я перестал следить за тем, что он…

  • Приятно вновь поговорить с этой актрисой

    Два года назад произошло у меня с Олей Шалимовой какое-то недопонимание, когда она отказалась сниматься в моём втором фильме. А сейчас хорошо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments