На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

У каждого есть 90-е в шкафу?

Рецензия написана для ivi.ru

Появилось несколько фильмов о «безумных девяностых», которые теперь рассматриваются всё-таки с иной точки зрения, поскольку выросло поколение тех, кто был ещё детьми четверть века назад. И это уже не взгляд взрослых свидетелей «криминального беспредела», творившегося в 90-е годы, что очевиднее всего было выражено в сериале «Бригада» Алексея Сидорова. Причём минувшая эпоха может восприниматься по-прежнему жёстко и с излишним надрывом (допустим, в «Быке» Бориса Акопова) или с незлобивым юмором, иронически-ностальгической интонацией, как в «Бате» Дмитрия Ефимовича.
А вот «Маша» сценаристки Анастасии Пальчиковой, подавшейся в режиссуру (и тоже получила на фестивале «Кинотавр» приз за дебют вслед за «Быком», год спустя), занимает словно промежуточное место между «Быком» и «Батей». Но одновременно было бы весьма любопытно сопоставить… с «Леоном» Люка Бессона, вышедшем примерно тогда же, когда происходит действие «Маши». Хотя в этой картине среди кинематографических впечатлений юных персонажей упоминаются «Унесённые ветром» и «Ворон», увиденные ими в кинотеатре или на видеокассете. Однако дело не только в том, что взаимоотношения 13-летней Маши со своим дядей, который имеет грозное прозвище Крёстный (ну, чем не местный «крестный отец» из преступной группировки, скрывающейся под видом боксёрской секции в городском спорткомплексе?!) и наводит страх на многих, можно посчитать вполне душевными и даже трогательными.

Бойкая рыжеволосая девчонка, которая крутится постоянно среди подручных дяди, а мечтает о карьере певицы, исполняющей исключительно джазовые и блюзовые песни, является своего рода «дочерью полка» (как ни предосудительно это прозвучит), с явным удовольствием пользующейся вниманием и заботой со стороны этих мафиози провинциального пошиба. Но всё приобретает чересчур драматический оборот, далеко не всегда оправданный и порою надуманный, особенно в случае с устроенным пожаром в квартире настоящего отца Маши. Да и потом представляется просто глупым запоздалое (спустя много лет) признание исполнителя этой акции - лишь для того, чтобы выросшая героиня, действительно ставшая певицей, задумалась о возмездии.
Судя по интервью Пальчиковой, её посещали сомнения насчёт финала при написании сценария, позже - на съёмках, а в итоге - на монтаже. И тот вариант, который был выбран, выглядит вполне эффектным, но вызывает вопросы этического свойства, а главное - разрушает выстраиваемую художественную конструкцию, суть которой можно приблизительно описать при помощи знаменитой ахматовской строчки «Когда бы вы знали, из какого сора растут стихи». Однако получается в силу способности кинематографа обобщать рассказываемые истории, что почти у каждой известной личности творческого плана обнаруживается, помимо типичного «скелета в шкафу», ещё и готовность совершить преступление, вовсе не опасаясь неизбежного наказания.
А вот с эстетической точки зрения найдутся в «Маше» поистине интересные, тонко подмеченные моменты, далеко не всегда совпадающие с личной биографией автора, что делает их не менее ценными. И актёрский дуэт юной Полины Гухман (она запомнилась ещё в «Иване» Алёны Давыдовой) и опытного Максима Суханова в роли Крёстного радует искусством раскованной игры в лицедейство.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal