На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Всё на продажу

Известно, что на Московском международном кинофестивале летом 1963 года случился большой скандал из-за фильма «Восемь с половиной» Федерико Феллини, когда начальство проталкивало в лауреаты советскую картину «Знакомьтесь, Балуев!», а многие члены жюри, включая его председателя Григория Чухрая, воспротивились этому. И Сатьяджит Рай, например, даже готов был покинуть жюри, если не наградят именно Феллини.
Несомненно, что данная лента не могла не повлиять на собственные фильмы Рая, и очевиднее всего это проявилось в «Герое», снятом им в сорок четыре года (подобная дата примерно соответствует некоему «исповедально-кинематографическому возрасту», когда авторы обращаются к лично близким темам из своей жизни и творчества). А замечательная четырёхминутная сцена сюрреалистического сна главного героя, популярного актёра, точно соотносится с прологом из «Восьми с половиной».
Но помимо неизбежных киноаллюзий, которые возникают по ходу просмотра четырнадцатой по счёту полнометражной игровой работы Сатьяджита Рая (хотя в ней почти нет прямых отсылок к съёмочному процессу, за исключением сцены, когда дебютант на площадке вынужден выслушивать высокомерные поучения ведущего исполнителя), немаловажно, что «Герой» со своей вроде бы творческой проблематикой вписывается в социально-нравственные искания постановщика на протяжении десятилетий. И знание такого кинематографического контекста позволяет точнее отнестись к увиденному фильму, если анализировать его не как отдельное произведение, а в качестве одной из ступеней на творческом пути автора.
Эта картина принадлежит уже к среднему периоду в кинематографической судьбе Рая, когда он всё чаще стал обращаться к современной городской тематике, впервые затронув её в концептуальном плане в «Большом городе» (1963). Однако мотив собственной честности в частной жизни и особенно в делах (или же, напротив, нечестности в личных поступках и на работе, которой заняты персонажи) проявился в сатирической форме ещё в раннем «Философском камне», что потом нашло продолжение в «Святоше». Косвенно подступался Сатьяджит Рай также в «Трусе» к мучающему довольно известную личность (в конкретном случае - киносценариста) вопросу насчёт нравственности поведения в прошлом и формирующейся зацикленности в настоящем как раз на том, чтобы стремиться только к успеху, причём любой ценой, опасаясь гипотетического провала и конца карьеры, дающейся всё-таки нелегко.
Ариндан Мухерджи из «Героя» ощущает себя героем во всех отношениях, купаясь в славе благодаря исполнению главных ролей в успешных лентах и имея фанатичных поклонников, в том числе среди женщин, пусть и остаётся заядлым холостяком. Но его тревога по поводу собственной значимости в этом мире иллюзий начинает нарастать по мере продвижения поезда, отправившегося из Калькутты в Дели, где должны наградить актёра престижной премией. И общение с журналисткой Адити, которая не без скепсиса относится к самовлюблённой «звезде экрана», сильнее пробуждает в Ариндане беспокойство из-за того, насколько честно он вёл себя прежде с коллегами в небольшой театральной труппе, а позже - в кино.

Нескончаемая погоня за признанием превратилась в своеобразную манию, столь впечатляюще материализованную в фантасмагорическом кошмаре, когда герой буквально тонет в затягивающем болоте, состоящем… из бесчисленного количества тысячных купюр. Хотя финал поведанной истории можно посчитать горько-саркастичным: вряд ли удастся актёру, вполне готовому раскаиваться в том, что поневоле является объектом выгодной купли-продажи, вырваться из тесного круга обожания и преклонения - на делийском вокзале его встречает толпа тех, для кого экранный имидж человека куда важнее подлинной сущности.
Впоследствии в творчестве Сатьяджита Рая проблема сопротивления всем искушениям бесчестного пользования щедро предлагаемыми «благами цивилизации» приобретёт особо острый характер в так называемой калькутской трилогии «Противник»-«Компания с ограниченной ответственностью»-«Посредник». И уже в самом конце творческого пути Рая, создавшего 37 фильмов (если считать документальные и короткометражные) за 37 лет работы в кино, тема честности и неподкупности вновь прозвучит в полный голос в картинах «Ветви одного дерева» и «Странник». Надо всего лишь прожить целую жизнь и покинуть этот мир, ничего себе не присвоив и даже поделившись с другими, кто тебе дорог. Истинный герой - как странник, посетивший нас ненадолго, но навсегда оставшийся в памяти. Не таков ли и сам Сатьяджит Рай!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments