На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Изгнанные из Эдема

Многих продолжает удивлять ещё с момента первого показа картины «Антихрист» Ларса фон Триера на Каннском фестивале в 2009 году, что она посвящена в финальных титрах именно Андрею Тарковскому, хотя вроде бы давно известно фанатическое пристрастие датского режиссёра творчеству великого русского мастера кино. И больше всего смущает явное несоответствие экранным работам Тарковского содержания и проблематики несомненно провокационной ленты фон Триера, которую он собирался снимать сразу после «Мандерлея», но произошла скандальная утечка информации, что очередное творение датчанина будет носить резкий женоненавистнический характер.
Казалось бы, в «Антихристе» есть немало тому подтверждений - ведь даже название Antichrist написано с употреблением последней буквы t в качестве символического знака, определяющего женский пол: ♀, что интерпретируется как «ручное зеркальце богини». И практически вся вторая половина повествования проникнута мизогинией (часть 3 «Отчаяние» вообще имеет подзаголовок «Гиноцид», то есть подразумевается истребление женщин), а главная героиня, некогда пытавшаяся исследовать в неоконченной диссертации массовые убийства женщин мужчинами в прошлые века, превращается в сущее исчадие ада, в Сатану в человеческом облике, конкретно - в женском. Но ещё до этого прозвучала знаменательная фраза: «Природа - царство Сатаны», что в корне противоречит высказыванию Прохожего в «Зеркале», любимом фильме Андрея Тарковского для Ларса фон Триера, увиденном им в юности: «Это оттого, что мы природе, что в нас, не верим».
Однако в первой половине «Антихриста», которая построена в большей степени на снах и видениях, а также запечатлена вполне в изобразительной манере Тарковского окружающая природа в некой лесной местности, называемой Эдемом, очевиднее проглядывает перекличка не только с «Зеркалом», но и со «Сталкером». Ведь там длительное по времени перемещение в физическом пространстве необходимо для того, чтобы люди, желающие войти в Волшебную комнату и осуществить какие-то собственные мечты и чаяния, действительно отбросили все сомнения и тревоги, были внутренне подготовлены к восприятию даже неожиданного исполнения скрытых глубоко в подсознании маний и фобий. И кто-то вообще побоится переступать порог, чтобы не получить, как в «Солярисе», пугающую материализацию своих подспудных комплексов.

«Фрейд умер» - сказано в «Антихристе». Для героя-психоаналитика это равнозначно известной формулировке Ницше: «Бог умер». Но он изо всех сил продолжает цепляться за методы собственной профессии, стремясь во что бы то ни стало вывести из состояния крайней депрессии свою жену, считающую себя виновной в случайной смерти маленького сына. А по ходу развития событий выясняется, что это не лишено оснований. И её прорывающийся откуда-то из бездны тёмного природного начала жестокий и членовредительский протест против всего мужского, как и беспощадное избавление от того, что изначально присуще женщине, поистине становится дьявольским. В тихом и идиллическом уголке под названием Эдем пробуждаются у героини самые низменные инстинкты, и она оказывается всего лишь марионеткой в руках неведомого Хаоса, который правит миром, согласно заявлению об этом вдруг заговорившей лисы в лесу.
Как и в «Белой ленте» Михаэля Ханеке, которая, в отличие от картины Ларса фон Триера, была принята на том же Каннском фестивале с немалым успехом и заслуженно получила главный приз, речь идёт о мучительно осознаваемом «первобытном грехе», который довлеет над человечеством со времён Адама и Евы, изгнанных из рая по причине того, что поддались искушению Сатаны. Только в «Антихристе» этот мотив доведён до натуралистического предела, шокирующего и наносящего душевное увечье в более грубой форме, нежели это было сделано Ханеке, можно сказать, с изощрённым тактом и горькой иронией.
Право же, шестиминутный чёрно-белый пролог, как и финальные кадры фильма фон Триера, сопровождённые арией Альмирены из оперы «Ринальдо» Георга Фридриха Генделя, которая была создана на основе эпической поэмы «Освобождённый Иерусалим» Торквато Тассо, куда сильнее и эмоциональнее поражают душу: «Дай мне оплакать грустную долю и о свободе тяжко вздыхать».
Subscribe

  • Забраковал дюжину фильмов!

    За последнее время был вынужден отказаться от намерения написать рецензии аж на 12 просмотренных современных фильмов, которые оказались вообще…

  • Сгущаются тучи над Домом Гуччи

    Рецензия написана для ivi.ru В отличие от фильма «Готовое платье» (у нас назвали явно неточно - «Высокая мода») другого…

  • Только оценки (28 ноября 2021 года)

    8,5 «Глаза без лица» / Les yeux sans visage (Франция-Италия, 1959, реж. Жорж Франжю) 8 «Незнакомка» (СССР, 1985, рабочий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments