На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Три сна о «Носе»

Рецензия размещена благодаря финансовой поддержке одного из читателей

Полнометражный анимационный фильм «Нос, или Заговор «не таких», в котором также имеются документальные сцены, создан Андреем Хржановским, классиком отечественной анимации, уже в возрасте 80 лет. Однако по многим параметрам является необычным и дерзким произведением, подчас даже хулиганским в хорошем смысле слова - то есть художественно и эстетически провокационным, словно его автор весьма молод и хочет непременно поразить зрителей не только формальными экспериментами, но и язвительными выпадами как в сфере искусства, так и в области истории и политики.
Можно сказать, что современная лента Хржановского сделана вполне в духе новаторских поисков творцов 20-х годов, когда композитор Дмитрий Шостакович, которому ещё не исполнилось 22 года, сочинил оперу «Нос» по мотивам повести Николая Гоголя. Первоначально собирался её воплотить на сцене Всеволод Мейерхольд, но оказался занятым иными проектами. Спектакль в другой постановке хоть и появился в 1930 году, но выдержал лишь 16 показов, будучи неодобрительно встреченным критиками. А позже Шостакович попал в число тех, кто подвергся травле в статье «Сумбур вместо музыки», которую использовал композитор для своего фарсового «Антиформалистического райка», впервые исполненного только в 1989 году в Вашингтоне.
И в картине «Нос, или Заговор «не таких», которая представляет собой три реализованных на экране абсурдно-сюрреалистических сна, также наполненных постмодернистскими цитатами и едкими отсылками к сегодняшней эпохе, не обходится стороной парадоксальная ситуация, когда социалистические властители напрямую вмешивались в судьбу творцов и их сочинений. А трагический финал с сотнями фотографий тех деятелей искусства и науки, которые так или иначе пострадали от сталинского режима, производит сильное впечатление.

Гоголевская фантасмагория, особенно в той части, что относится к самодовольному поведению сбежавшего Носа уже в качестве титулярного советника, осуществившись спустя столетие в подлинной действительности, когда члены Политбюро отправляются в оперу и потом принимают меры против «зарвавшихся формалистов», становится не мрачным пророчеством, а сбывшимся кошмаром наяву. И экстравагантная история с приходом писателя Михаила Булгакова к Сталину в Кремль тоже отражает состояние материализовавшегося безумного сна, который вряд ли мог привидеться в 30-е годы XIX века создателю «Носа» (кстати, Андрей Хржановский, постоянно играя со словами и даже шрифтами на экране - на манер Дзиги Вертова или Владимира Маяковского в его «Окнах РОСТА», предлагает своеобразный перевёртыш «нос-сон»).
Вероятно, автор фильма излишне декларативен в эпизодах на борту самолёта «Николай Гоголь», поместив в салон тех, к кому относится с уважением из числа своих современников - живущих или умерших. Но некоторые демонстративно «остраняющие» моменты (например, обращение Путина к Мединскому насчёт денег, так и не дошедших до Минкульта) способны вызвать гомерический хохот.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рей, да не тот

    После знакомства с полной фильмографией одного Рея (хотя правильно по-бенгальски он - Рай) я смотрю ныне все ленты американского режиссёра Николаса…

  • Напугали до потери сознания!

    Два часа назад вдруг отключился Интернет. Начал звонить в Службу поддержки. Там меня огорошили известием, что из-за проводимых на линии работ вообще…

  • Калина ещё не вызрела

    Катя Мцитуридзе в своём блоге в Фейсбуке по случаю дня рождения Василия Шукшина написала об успехе отреставрированного фильма "Калина…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments