На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Начало дня

Интуиция порою не подводит. По поводу типично французского по манере фильма «Девушки в беде», снятого на студии «Пате-Синема» немецким режиссёром Георгом Вильгельмом Пабстом, австрийцем по происхождению, почему-то возникла ассоциация с известной лентой «Девушки в униформе», которую запретили в Германии сразу же после прихода нацистов к власти. Проще всего было предположить, что это случилось из-за намёков на лесбийскую тематику, хотя под давлением Карла Фрёлиха, руководителя постановки, Леонтине Саган явно сгладила по сравнению с собственным спектаклем мотив влечения одной из воспитанниц частной школы к своей учительнице. Но ведь в экранизации пьесы Кристы Винсло несомненно прочитывалось (а тем более воспринималось ещё актуальнее в наступившие времена Третьего Рейха), как исподволь, но настойчиво насаждается в закрытом пансионе для юных девиц система подавления и строгого порядка, превращающегося в откровенный диктат.
Так вот - было неожиданно для себя обнаружить уже при написании рецензии на картину Пабста, которая вышла на экран аккурат перед началом второй мировой войны, развязанной режимом Гитлера, что сценаристкой является та самая Винсло, бежавшая из Германии вместе с возлюбленной, американкой Дороти Томпсон, от преследования не только из-за своих сексуальных предпочтений, но и по политическим причинам. И хотя ещё значится в титрах, что основой для фильма послужил роман некоего Питера Куина (а если это - всего лишь обманка?!), параллель с «Девушками в униформе» оказывается действительно важной. Несмотря на то, что в свободолюбивой Франции воспитанницы во главе с Жаклин Прель, шестнадцатилетней дочерью адвоката, занимающегося преимущественно разводами в суде, готовы активно постоять за себя и вообще дойти до министра юстиции с разработанным ими законом против тех, кто решил развестись.

Причём в ленте с таким драматическим названием «Девушки в беде», в которой всё-таки имеются моменты, когда искренне переживаешь за юных героинь, страдающих из-за тотального невнимания со стороны родителей, есть немало комедийных сцен и даже музыкальных. Картина буквально пронизана светом и жизнерадостностью «цветущего возраста», как принято по-французски называть подростковую пору, она искрится неуёмным оптимизмом бытия, что может ощущаться лишь в «начале дня». Так по контрасту с картиной «Конец дня» Жюльена Дювивье о пансионе престарелых актёров, которая тоже участвовала в Венецианском кинофестивале 1939 года, определить суть экранной работы Пабста, специально пригласившего оператора Мишеля Кельбера (кстати, он снял до этого праздничную по стилю «Бальную записную книжку» Дювивье). Тогда же в Венеции был в конкурсе фильм «День начинается» Марселя Карне, проникнутый, вопреки заглавию, непреодолимой безысходностью, как и «Конец дня». А вот бронзовую медаль дали именно «Девушкам в беде», причём другие призы, включая Кубок Муссолини, решили иностранным соискателям не вручать. В воздухе-то уже пахло грядущей войной, когда большая беда настигла миллионы людей во всём мире.
Subscribe

  • И перечитать 540 страниц

    После того, как я доделаю (может быть, уже сегодня) сценарий шестнадцатисерийного телевизионного фильма, надо будет перечитать весь его целиком. А…

  • А сегодня - 63 года новоявленному отцу

    Мой двоюродный брат Олег Кудрявцев умудрился на склоне лет родить ещё одного ребёнка - после трёх сыновей появилась на свет после продолжительного…

  • Когда отзыв о фильме лучше участия в фестивале

    Постоянная читательница из Еревана хотела, чтобы мой фильм "...и будет дочь" взяли на кинофестиваль "Золотой абрикос", меня туда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments