На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Finch тоже птица

Рецензия написана для ivi.ru

У американского режиссёра Дэвида Финчера, принадлежащего к числу наиболее интересных кинотворцов поколения «50+», уже был удачный опыт действительно умного и изобретательного байопика «Социальная сеть» о Марке Цукерберге, создателе Фейсбука. И следовало, наверно, ожидать, что «Манк» тоже окажется весьма любопытным фильмом об одном из сценаристов знаменитого «Гражданина Кейна», называемого среди самых лучших произведений мирового кино на протяжении почти восьми десятков лет. Герман Манкевич (американцы произносят его имя и фамилию иначе - Хёрмен Мэнкевиц), конечно, не столь велик, как режиссёр Орсон Уэллс, умудрившийся снять в двадцатипятилетнем возрасте кинематографический шедевр. Однако предпринимаются время от времени попытки всячески принизить значение этого выдающегося постановщика и его новаторского кинодебюта. И вот «Манк» вписывается, к сожалению, в эту сомнительную традицию, хотя сам Дэвид Финчер, как уверяют, является большим поклонником творчества своего прославленного соотечественника.
Поскольку данная лента не могла не быть посвящена Джеку Финчеру, отцу режиссёра, скончавшемуся ещё в 2003 году, который больше подвизался как писатель и эссеист, подобно Герману Манкевичу в начале его карьеры, а ещё стремился сочинять сценарии (в частности, намеревался поведать о магнате Говарде Хьюзе), то в ней неизбежно прочитываются параллели между двумя судьбами. И экранизируя историю, придуманную Финчером-старшим, сын поневоле выступает в качестве упорного защитника труда сценаристов, которых отодвигают на задний план, если к тому же постановщики обладают невероятной харизмой и считаются гениями, несмотря на молодость, а вообще-то являются самовлюблёнными эгоистами, готовыми запросто присвоить себе авторство и все заслуги, когда фильм получается великолепным и даже этапным в истории кинематографа.
Разумеется, Дэвид Финчер должен был знать о том, как доказательно и с язвительной иронией американский критик и режиссёр Питер Богданович в 1972 году опроверг в своей большой статье «Мятеж на «Кейне» ложные посылы и откровенные инсинуации насчёт «Гражданина Кейна», сделанные модной критикессой Полин Кейл, которая возмутительно и цинично утверждала, что Орсон Уэллс не имеет никакого отношения к сценарной основе этого фильма. Но практически повторил в «Манке», следуя замыслу своего отца, те же самые упрёки, ничем не подтверждённые. А ведь был снят в 1999 году неплохой телефильм «РКО 281» (у нас известен как «Проект 281»), где точнее расставлены акценты в истории появления на свет прорывного кинематографического творения.
Пьяница и острослов Герман Манкевич, выполнявший при «дворе газетного короля» Уильяма Хёрста роль своеобразного шута, представлен в исполнении английского актёра Гэри Олдмена (и он явно old для этой роли, особенно в сценах ретроспекций) как единственный борец с системой Голливуда и вообще мира праздных богачей, который бросил вызов всему на свете, сочиняя сценарий «Американца» (таково было предварительное название). Но повествование в «Манке» перегружено лишними эпизодами чересчур многословно, что являлось также недостатком того варианта, который вымучил из себя Манкевич, потом недовольный сокращениями и переделкой, в том числе по ходу съёмок, осуществлёнными Уэллсом. Особенно кажутся утомительными сцены с выборами калифорнийского губернатора, что к тому же решительно расходится с нынешней ситуацией в США, когда деятели Голливуда одержимо поддерживают демократов, а не республиканцев. И постоянные флэшбэки начинают надоедать, даже близко не выполняя ту функцию, которую они приобрели в смелом и неожиданном выстраивании кинематографического нарратива в «Гражданине Кейне» (опять же оба Финчера соврали, что необычная сюжетная конструкция пришла на ум Герману Манкевичу, а не Орсону Уэллсу - причём за пару лет до начала работы над этим сценарием).
Если и воздавать должное стилевым изыскам картины Дэвида Финчера (его можно было бы на манер Манка назвать Финчем, что в переводе с английского - «зяблик»), то это касается виртуозного по аутентичности чёрно-белого изображения, достигнутого оператором Эриком Мессершмидтом, который всего лишь шесть лет назад был гафером на ленте «Исчезнувшая», а значит, хорошо ведает, что такое свет в кино. Выдающийся мастер Грегг Толанд, сам вызвавшийся снимать «Гражданина Кейна» после того, как убедился в исключительном умении Орсона Уэллса обращаться со светом в театре, наверняка оценил бы усилия по визуализации давно минувшего в «Манке».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments