Вполне можно испытывать неприязнь не только к алкоголикам, но и вообще к употреблению спиртных напитков. И вместе с тем есть шанс почувствовать симпатию к четверым друзьям среднего возраста, школьным учителям, которые однажды, собравшись в баре, вышли в процессе раскованной беседы на вроде бы безумную идею: проверить на практике утверждение норвежского психиатра Финна Скодеруда насчёт полезности дозы алкоголя. Если каждый день принимать до наступления вечера столько, чтобы было в крови лишь 0,5 промилле, то сразу поднимется жизненный тонус, начнёшь увереннее ощущать себя в личностном плане и на своей работе, преобразишься сам и станешь воспринимать окружающий мир куда позитивнее и с радостью. Но никто из них не догадывается, чем чревато это довольно наивное и простодушное следование профессорской методике, когда наступает после временного головокружения от успехов различного рода интоксикация - от физиологического отравления организма до душевного опустошения в результате подобного «разрешённого пьянства».
Фильм «Ещё по одной» (оригинальное название Druk, по всей видимости, надо переводить при помощи слова «выпьем») датского режиссёра Томаса Винтерберга, некогда стоявшего у истоков направления «Догма», можно посчитать самым удачным в его тридцатилетней творческой карьере. Обращаясь уже не в первый раз к провокационной тематике, постановщик смог преодолеть в новой работе определённую «чернушность» материала (а ведь в Дании весьма высок уровень потребления алкоголя), отнюдь не оправдывая, а тем более не поощряя заядлых любителей прикладываться к бутылке. Немалая доля юмора, в том числе при упоминании знаменитых персон, пристрастившихся к выпивке, и использовании соответствующей кинохроники подчас анекдотического содержания, позволяет отнестись к поведанному без мрачной мины на лице. Не случайно рифмуются пролог и эпилог данной картины, демонстрируя веселье юных, к которым готовы присоединиться на таком безудержном празднике люди постарше, желающие заново пережить беспечность и азарт собственной молодости.
Несомненное обаяние ленты Винтерберга состоит в том, что автор никого не поучает, вовсе не намерен преподносить зрителям нравоучительный рассказ: как потеря контроля над собой может привести любого человека к непоправимым последствиям. Каждый волен выбирать свою судьбу и верный способ, чтобы распорядиться ею лишь во благо самому себе и окружающим. Жизненный опыт учит только тех, кто всё-таки желает что-нибудь вынести из этих уроков. Так происходит, кстати, и со школьниками, которые находятся в обучении у кажущихся им неинтересными преподавателей, пока те не меняются в лучшую сторону и уже увлечённо несут необходимые знания ученикам, теперь иначе воспринимающим прежде скучные и даже надоедливые занятия. Значит, всё дело в подлинной включённости в учебный процесс, который может превратиться в занимательный эксперимент по взаимному обогащению душ в результате более дружеского общения учителей и их воспитанников.
Собственно говоря, главный «урок жизни» должны постичь и те экспериментаторы, кто захотел ощутить себя раскрепощённее и свободнее в поведении - в школе и дома, да и повсюду, где раньше были зажатыми и нерешительными. Финальный танец Мартина, одного из четверых друзей-преподавателей, как раз показывает, насколько человек способен раскрыться и удивить всех, даже не прибегая к «спасительной» дозе 0,5 промилле. Радость существования не измеряется количеством выпитого.