На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Перемена нарратива

Десять лет с 1970-го по 1979 год включительно можно в полной мере считать лучшим периодом в творчестве испанского режиссёра Карлоса Сауры. Он снял за это время семь фильмов - от «Сада наслаждений» до ленты «Маме исполняется сто лет», которая была своеобразным продолжением картины «Анна и волки». Кстати, именно в эту пору оформилось стремление постановщика, практически всегда выступавшего в качестве одного из сценаристов, стать певцом «женской темы» - в том числе благодаря присутствию в большинстве работ актрисы Джералдин Чаплин, которая являлась спутницей жизни Сауры на протяжении двенадцати лет.
Конечно, и в самом начале их плодотворного сотрудничества («Мятный коктейль со льдом», «Стресс - это три, три» и «Нора», являющаяся, пожалуй, наименее удачной лентой) образы молодых женщин, прельщающих разных мужчин и вступающих с ними в какие-то особые ролевые игры, было немаловажным участие этой исполнительницы. Но всё-таки фильмы Карлоса Сауры воспринимались с точки зрения мужчины, который хочет понять неуловимую и загадочную женскую сущность.
Вот и «Элиса, жизнь моя» знаменательно начинается с закадрового текста, произносимого Фернандо Реем, любимым актёром Луиса Бунюэля, которого, в свою очередь, боготворил Саура и был с ним лично дружен, как с учителем. Но слова-то должны бы принадлежать женщине, дочери главного героя по имени Луис, сочиняющего в уединении, в деревенской глуши, некий роман вроде как от женского лица, причём не даёт Элисе читать, когда она приезжает на какое-то время к отцу, ссылаясь на то, что это, скорее, его мемуары о сложных взаимоотношениях с Тересой, давно умершей женой, матерью Элисы. Однако в финале тот же текст, что звучал в первых сценах, повторяется точь-в-точь уже самой Элисой. И тогда понимаешь, что на протяжении всего действия произошла своего рода перемена нарратива - роль подлинного автора рассказываемой истории перешла от мужчины к женщине.

Гораздо позднее в картине «Седьмой день» (2004), то есть спустя почти тридцать лет, Карлос Саура выстроит повествование в целом как бы от лица юной девушки по имени Исабель, хотя в поведанном на экране она является лишь одной из героинь, поневоле ставшей свидетельницей ожесточённой «драмы мести», которая длилась много лет. А в ленте «Элиса, жизнь моя» именно женщина постепенно вытесняет из нарратива своего отца, первоначально оказываясь для него заменой в воспоминаниях навсегда потерянной Тересы (весьма любопытно, что в одной из сцен режиссёр в излюбленной для него манере резко переходит от настоящего к прошлому, от реальности к сну, когда у зрителей может возникнуть опасное впечатление явного инцеста между отцом и дочерью). Но постепенно она становится доминирующей в фильме, поскольку её судьба куда важнее - тем более в будущем, после отказа вернуться к мужу, с которым уже ничего не связывает. Интересна оговорка Элисы во время окончательного выяснения отношений с Хулианом, что за девять лет - а не за семь, как было сказано в самом начале и в финале - они отдалились друг от друга (на момент съёмок Чаплин и Саура состояли в гражданском браке как раз девять лет, а расстались через два года).
«Элиса, жизнь моя» - такие слова произносит отец в момент доверительного разговора с дочерью. Но это звучит почти программно для того периода в творчестве Карлоса Сауры, когда он мог бы с полной уверенностью сказать: «Будущее - это женщина», как и итальянец Марко Феррери, который начинал свою карьеру именно в Испании (молодой Саура даже появился в качестве актёра в паре его картин) и сотрудничал со сценаристом Рафаэлем Асконой, тоже являвшимся соавтором Карлоса Сауры на ряде фильмов.
Subscribe

  • Джентльмен в законе

    Рецензия написана для ivi.ru После абсолютно не свойственного ему фильма «Аладдин», созданного по заказу американской кинокомпании…

  • 64 - как в шахматах

    Список тех людей, кого я благодарю в финальных титрах фильма "...и будет дочь" за разные советы и поддержку на всех стадиях: от…

  • Много Болля не бывает?

    Один из читателей решил заказать мне вторую рецензию на какой-либо из фильмов Уве Болля на выбор: "Дорфур", "Освенцим" и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments