На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

И Христу не позволили бы ходить по водам

Рецензия размещена предварительно на ivi.ru

Македонский фильм «Бог существует, её имя - Петруния» (правильнее был бы вариант «Господь существует, и имя - Петруния») 44-летней постановщицы Теоны Стругар Метевской, будучи показанным на Берлинском кинофестивале в прошлом году, сразу попал в число открыто и даже программно феминистских произведений, что соответствует нынешней моде на то, чтобы изо всех сил выпячивать гендерный подход к искусству. Сама Метевска вроде как пыталась опровергнуть это, тем более что и в её ленте подан с долей иронии образ довольно циничной тележурналистки из столичного Скопье, которая мгновенно почуяла возможность прославиться за счёт скандала вокруг молодой женщины Петрунии, будто бы провокационно нарушившей многовековой обычай, когда во время празднования Крещения надо поймать в воде деревянный крест. Прежде это делали голые по пояс мужчины, бросающиеся в реку, а тут вдруг, буквально ни с того ни с сего, совершила безработная и незамужняя Петруния тридцати двух лет от роду, вызвав ярость и негодование у всех, включая представителей церкви и полиции.

Картина Метевской не столь однозначна и проста, как может кому-то показаться, и представляет собой словно лукавую притчу, пусть и лишённую той фантазийности и иносказательности, что имелось в её фильме «Я из Титова Велеса», который был снят ещё в 2007 году, а на международные фестивали попал два года спустя. Разные истории про то, как был бы не узнан и вообще преследуем людьми и властями новоявленный Иисус Христос, всё же появлялись время от времени в различных странах. Можно даже вспомнить знаменательный спор Андрея Рублёва и Феофана Грека в «Андрее Рублёве» Андрея Тарковского как раз по поводу того, распяли ли бы Сына Божия, явись он опять на грешную землю. Но вот гипотетическая версия, что Господом могла бы оказаться женщина, действительно необычна и экстраординарна, хотя постановщица вовсе не настаивает на подобной интерпретации.
И надо, пожалуй, повторно пересмотреть последние сцены этой ленты, которые могут быть восприняты в первый раз несколько разочаровывающими (ведь трудно отделаться от впечатления, что её создатели пожелали уйти от абсолютно неразрешимого вопроса и словно спустили всё на тормозах). Поскольку ускользающая суть финала заключается именно в том, что окончательный поступок Петрунии, пусть и не считающей себя истинно верующей, максимально соответствует учению Христа, в частности, основным постулатам из Нагорной проповеди. Например, такой заповеди Блаженства: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». И вообще эта самая Петруния отличается кротостью и чистотой сердца, что также обещает ей Царствие Небесное.
Таким образом, видевшийся социально-сатирическим фильм приобретает в самом конце повествования более объёмное и глубокое измерение - и фигура молодой женщины, уходящей по протоптанной в снегу тропинке, вполне может ассоциативно соотноситься с тем, как показан крестный путь Христа в упомянутом «Андрее Рублёве».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments