Нет, это не ошибка! Известное изречение гласит: memento mori, то есть помни о смерти. А у главного героя фильма «Господин Дьявол» - знаменательные имя и фамилия: Фурио Моменте. И он одержимо и яростно пытается докопаться до «момента истины» в запутанном и опасном для его собственной жизни судебном деле об убийстве одним мальчиком другого, больше напоминающего чудовище или «отродье Сатаны», коим вполне может являться.
Итальянский режиссёр Пупи Авати, снявший эту ленту в год своего 80-летия и по собственному роману (в ряде случаев он поступал наоборот, беллетризируя уже поведанные с экрана истории), лишь по недоразумению считается автором преимущественно фильмов ужаса, хотя работ подобного жанра у него явно немного. Авати действительно начинал на рубеже 60-70-х годов с мистических картин, чьи названия говорят сами за себя: «Бальзамус, слуга Сатаны» и «Томас и бесноватые». И потом время от времени возвращался к таинственному и пугающему жанру «джалло», как принято именовать это в Италии, хотя на самом-то деле подобные опусы весьма разноплановы: от мрачноватых детективов до несомненных «ужастиков». Кстати говоря, Пупи Авати, будучи плодовитым постановщиком (пять десятков лент почти за полвека карьеры в кино), кем-то определяется уничижительно в качестве всеядного, хотя вернее и справедливее следовало бы причислять его к разносторонним творцам, зарекомендовавшим себя и в проникновенных психологических драмах, и в исторических фильмах, и даже в религиозных притчах.
При желании можно обнаружить всё это в последней по счёту картине Авати - «Господин Дьявол», действие которой происходит в начале 50-х годов, и особая склонность режиссёра к ретро тоже тут проявляется, как и его способность выдержать изобразительную манеру в едином стиле, что является похвальным для творца преклонного возраста. Это ценно ещё и потому, что в течение почти десятилетия Пупи Авати сотрудничал в основном на телевидении, и его появление снова в большом кинематографе с более-менее удачной работой, к тому же напоминающей о прежних экранных сочинениях, нельзя не приветствовать. А теперь постановщик занят вообще амбициозным кинопроектом, который должен стать достоянием зрителей в 2021 году - к 700-летию со дня смерти великого итальянского поэта Данте Алигьери.
И вообще в случае с лентой «Господин Дьявол» куда важнее оценивать даже не конкретное произведение, предъявляя какие-либо претензии, особенно ко второй половине повествования, а находя верный контекст в творчестве самого создателя и ещё в давней традиции подобного мистического жанра. У него есть, разумеется, свои правила и условности, но и существуют страстные приверженцы, способные точнее и вдумчивее понять авторский замысел, вообще-то не лишённый хитроумности и весьма необычного чувства «чёрного юмора». Помнить о смерти, конечно, нужно в отдельные моменты своей жизни, чтобы вдруг не оказаться мёртвым среди других покойников. Кстати, ранняя «комедия ужасов», снятая Авати, называлась забавно: «Все покойники… кроме мёртвых».