На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Мой ответ по поводу фильма "Генералы песчаных карьеров"

Вот что я написал испанскому режиссёру Альберто Пересу Сото, который задал мне вопросы по поводу успеха фильма "Генералы песчаных карьеров" в СССР, поскольку он хочет сделать документальную ленту об этом.
Фильм "Генералы песчаных карьеров" (в оригинале - "Генералы песка") американского режиссёра Холла Бартлета, снятый по роману "Капитаны песка" бразильца Жоржи Амаду, одного из ведущих писателей Южной Америки, впервые был показан в СССР в основном конкурсе Московского международного кинофестиваля летом 1971 года. Хотя картина не получила никакого приза, она вызвала большой интерес у публики. Поэтому фильм был закуплен для советского кинопроката, в 1973 году дублирован на киностудии "Мосфильм", и предварительные премьеры уже дублированной версии состоялись 23 июля 1973 года в Москве и 22 октября 1973 года в Ленинграде. А на широкий экран по стране выпущен в январе 1974 года. Тираж ленты оказался весьма значительным - 1021 копия, но и посещаемость была очень высокой: за учётный срок проката в течение 15 месяцев этот фильм посмотрели 43,2 миллионов зрителей, и показатель на одну копию тоже являлся одним из лучших в том году: 42,3 тысяч человек. Данная картина тогда заняла первое место среди иностранных, опередив такой хит проката, как польская "Анатомия любви", у которой был сильно заниженный тираж. А среди всех лент года у "Генералов песчаных карьеров" - пятое место. За всю историю советского кинопроката находится на 34-й строчке.
Большой успех этого фильма в СССР был связан, пожалуй, с недостатком молодёжных картин, к тому же остропроблемного содержания: как юношам и девушкам из малообеспеченных семей реализовать себя, куда-то пробиться, занять подобающее место в обществе, достичь благосостояния и успеха в жизни, хотя приходится порою идти на какие-то жертвы, вынужденно соглашаться на уступки и даже совершать противоправные поступки, связавшись с полукриминальным и вообще криминальным миром. Кроме того, в картине содержался определённый дух бунтарства, молодёжного вызова, конфликта с теми порядками в обществе, которые не могли устраивать юных людей. Причём это было преподнесено на экране в довольно романтической манере, чему способствовали, прежде всего, музыка и песни, сразу же ставшие очень популярными в СССР.
Вряд ли этот фильм воспринимался советскими зрителями как американский, поскольку он был снят в Бразилии, и весь южноамериканский антураж никак не соотносился с США. Можно сказать, что публика в СССР вообще испытывала повышенный интерес к латиноамериканским историям, о чём свидетельствует беспрецедентный успех в кинопрокате мексиканской "Есении", а позже - сериалов "Рабыня Изаура" (Бразилия) и "Богатые тоже плачут" (Мексика). Менталитет советских людей в малой степени соотносился с американским. А уж тем более нет никакой связи с тогдашним противостоянием в мире между СССР и США, и война в Афганистане случилась несколькими годами позже.
Фильм и музыка из него, разумеется, запомнились тем, кому было от 16 до 30 лет в момент выхода картины в прокат - то есть сейчас этим людям от 50 до 75 лет. А современное поколение молодых уж точно не знает ничего про большой успех "Генералов песчаных карьеров" в СССР.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments