На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

И не воздастся дающему

Познакомившись со всем творчеством бенгальского режиссёра Ритвика Гхатака, которое является небольшим по количеству игровых фильмов не только по причине его преждевременной смерти в возрасте сорока девяти лет, но и из-за сложностей с реализацией многих замыслов и написанных сценариев, хочется особо выделить картину «Звезда за тёмной тучей». Она снята Гхатаком в 34 года и считается первой частью своеобразной «бенгальской трилогии» о судьбах тех, кто испытал, как и сам постановщик, катастрофический раздел Индии в 1947 году, отчего пострадала сильнее всего именно Бенгалия. Хотя у Ритвика Гхатака практически все ленты так или иначе посвящены этому болезненному вопросу, что в наиболее обострённой форме политического и чуть ли не экстремистского свойства проявилось в последней работе мастера - «Причина, споры и небылица», получившей, как ни странно, разрешение цензуры ещё при его жизни, однако вышла она на экран только в 1977 году, то есть спустя два года после смерти Гхатака, подобно дебютному «Горожанину», пролежавшему четверть века на полке.
Кстати, «Горожанин» и «Звезда за тёмной тучей» - вроде бы лучшие произведения данного постановщика, пусть и не лишённые ряда недостатков, связанных преимущественно с аффектированной игрой некоторых исполнителей. Впрочем, это свойственно в определённом плане существующей актёрской традиции в Индии, где принято, пожалуй, чересчур подчёркивать мимикой, жестами и голосом переживаемые героями эмоции, которые вообще должны хлестать через край, как в комических ситуациях, так и в трагических. Для «Звезды за тёмной тучей» такой перебор в исполнительской манере характерен всё же в меньшей степени и относится, скорее, к начальным сценам, когда действие лишь начинает развиваться, и нам ещё предстоит узнать членов семьи беженцев из Восточного Пакистана, которые поселились на задворках Калькутты.
Именно человечный, душевный, интимный подход автора к тому, что чувствуют обездоленные люди, порою наивно мечтающие о лучшей жизни, когда наконец-то им выпадет счастливый случай, как в якобы беспроигрышной лотерее, позволяет лучше проникнуться сопереживанием к всевозможным бедам и редким радостям персонажей «Звезды за тёмной тучей», где заглавие относится как раз к основной героине по имени Нита. Она по собственной воле, а главное - по личному желанию приняла на себя бескорыстную заботу о ближайших родственниках, практически в одиночку тянет груз целой семьи, только призрачно надеясь когда-нибудь устроить свою судьбу. И будто вопреки библейской мудрости, что каждому дающему обязательно воздастся сторицей, всё выходит в итоге совсем наоборот и кончается трагически для Ниты, хотя её беззаботный брат Шанкар, постоянно распевавший красивые лирические песни на лоне природы, успел-таки прославиться на певческом поприще и попытался запоздало помочь уже надломившейся сестре.

И вот эти «музыкальные этюды» в исполнении Шанкара (а следующий фильм получит название в честь определения «ми-бемоль», которое дал великий Рабиндранат Тагор родной Бенгалии), вдохновлённые подлинной народной культурой, представляют особую прелесть и очарование четвёртой по счёту игровой картины Ритвика Гхатака. Помимо ряда моментов вполне поэтического плана, которые присутствовали в его прежних лентах, тут очевиднее раскрылось, что постановщик сумел действительно превратить музыкальное сопровождение и звучащие в кадре и за кадром песни не только в драматургически оправданные и вообще необходимые для лучшего постижения рассказываемой истории, но и в своего рода стилеобразующие элементы, также влияющие на кинематографическую манеру творца. Магия изображения и звука превратилась на экране в истинную магию кино - а это случается очень редко за более чем столетнюю историю существования данного вида искусства.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments