На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Одним пассажиром больше

Рецензия написана для ivi.ru

Дело вовсе не в том, что новый российский фильм «Спутник» дебютанта Егора Абраменко, который прежде был режиссёром второй группы на «Притяжении» Фёдора Бондарчука, похож на «Чужого» (между прочим, в ряде стран шёл с подзаголовком «Восьмой пассажир») Ридли Скотта или «Жену астронавта» Рэнда Рэвича. В современном кино - это вполне нормальное дело, когда что-то так или иначе напоминает нечто другое. Скорее, надо пожалеть об упущенных возможностях создания отнюдь не глупого психологического триллера фантастического содержания, что проявилось в большей мере как раз в первой половине повествования, а потом стало постепенно сливаться, превращаясь почти в боевик с перестрелками и погонями.

Впрочем, определённая ущербность в развитии сюжета дала о себе знать уже в тот момент, когда выяснилось, что на самом деле скрывается за действиями полковника Семирадова и врача-учёного Ригеля по отношению к «непрошеному гостю» из космоса, который прибыл на Землю в теле одного из космонавтов - Константина Вешнякова. Тут уж нельзя не отметить явный перебор в ситуации «цель оправдывает средства», даже если авторы намеренно поместили всё происходящее в 1983 год, когда только пришёл к власти (и совсем ненадолго) Юрий Андропов, бывший глава КГБ, поскольку в том, как запросто распоряжаются жизнями заключённых, можно увидеть типичный штамп для характеристики абсолютно жестокой и бесчеловечной советской эпохи.
Но ведь и человечные, можно сказать, утепляющие и душевные моменты, которые вдруг возникают в напряжённом рассказе о том, насколько человек может остаться собой, если внутри него поселилась внеземная тварь, тоже уводят далеко в сторону от вдумчивого анализа обстоятельств своеобразного поединка между нейрофизиологом Татьяной Климовой, всегда готовой к принятию рискованных решений, и опасно «переродившимся космонавтом». Давний фантастический мотив о противостоянии внутри одного индивида злой и доброй ипостасей (если угодно, начало было положено ещё Робертом Луисом Стивенсоном в «Докторе Джекиле и мистере Хайде), о существовании в человеческом организме какой-то иной материи неизвестного происхождения оказывается практически нивелированным в последующем развитии событий.
И представлявшийся трудноразрешимым конфликт антропологического и чего-то инопланетного довольно просто и чуть ли не легко улетучивается ближе к финалу, который вообще выглядит мелодраматическим и рассчитанным исключительно на женские слёзы, словно речь шла о том, что не надо бы забывать о собственных грехах, когда отправляешься в далёкий космос. Помнится, в «Солярисе» Андрея Тарковского эта тема становилась поистине мучительной для обитателей орбитальной станции посреди Океана Соляриса, вновь и вновь возвращающего им как бы материализованные чувства непреодолимого стыда.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments