На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Прирождённые виновные

Разумеется, и до появления фильма «Живёшь только раз» Фрица Ланга на американских экранах в конце января 1937 года тема подозреваемых невинных, а тем более осуждённых и вообще приговорённых к смертной казни, присутствовала в кино - достаточно вспомнить знаменитую сцену параллельного монтажа в современной новелле «Нетерпимости» Дэвида Уорка Гриффита. Нельзя также не назвать английские детективы Альфреда Хичкока, один из которых уже в своём заглавии утверждал: «Молодой и невинный». Кстати, актриса Сильвия Сидни успела в промежутке между участием в двух картинах Ланга («Ярость», тоже ведь про ошибочно обвинённого человека, и «Живёшь только раз») сняться в хичкоковском «Саботаже». Ну, а для самого постановщика, начавшего успешную карьеру в США вот с таких остропроблемных лент, мотив поиска настоящего преступника вместо тех людей, кого было бы «удобно» заподозрить полиции и обществу в целом, был важен ещё в его немецкий период творчества - например, в «М», чей подзаголовок гласил: «Город ищет убийцу».
Поначалу в фильме «Живёшь только раз» создаётся невольное впечатление, что мы увидим социально-криминальную мелодраму о том, как трудно и практически невозможно человеку, вышедшему из тюрьмы (а там он отбыл уже три срока, пусть и небольших), найти себе достойное место в жизни за пределами решёток и остаться добропорядочным гражданином, который теперь не совершит ни одного противоправного поступка, не говоря о грабежах и убийствах. Хотя и сюжет про wrong man (интересно, что спустя двадцать лет Хенри Фонда сыграет не только в картине «12 разгневанных мужчин», где члены суда присяжных должны принять непростое решение насчёт виновности юноши, но и в ленте «Не тот человек» Альфреда Хичкока) становится не столь уж принципиальным для развития экранной истории. И не только потому, что отчаявшийся Эдди Тейлор никому не склонен верить, включая пастора, весьма расположенного к нему, и по-прежнему хочет осуществить план дерзкого побега, чтобы не быть «зажаренным» на электрическом стуле.
В ряде обмолвок по поводу того, насколько люди предрасположены к антиобщественному поведению с самого рождения или всё-таки оказываются жертвами обстоятельств, а ещё благодаря вроде бы посторонним деталям, не имеющим отношения к делу ET (забавно, что инициалы, которые вышиты на его шляпе и превращены в одну из улик, ныне воспринимаются неизбежно в тесной связи с «не тем» существом из «Инопланетянина» Стивена Спилберга), доказывается мысль, что общество всегда готово преследовать «иных», не желающих вписываться в систему. Собственно говоря, «Живёшь только раз» - будто дополнительное послесловие к «Ярости», возможно, не такое яростное и убедительное, но проникнутое сочувствием и состраданием к «прирождённым виновным», которым ничего не остаётся, как пуститься в бега, пытаясь найти временное пристанище где-то на задворках, а потом перебраться через границу.

Однако их судьба всё равно предрешена, что подчёркнуто, кроме логики самого повествования, в изобразительной манере фильма, которую вряд ли назовёшь экспрессионистской, но немецкий киноопыт Фрица Ланга не мог не проявиться в том, как он сопоставляет разные виды тумана - природного или химического, оказывающегося сущим проклятием, и даже сигареты, приобретаемые Джоан для своего возлюбленного (пусть в этом случае дым только подразумевается), послужат поводом для преследования. Ну, и словно закольцованная ситуация с полицейскими (начинается комически, а завершается трагически) подтверждает тезис о том, что отдельный человек, тем более - обвинённый, хоть и ложно, абсолютно ничего не значит для общественной системы, которая подспудно желает превратиться в «министерство страха», если воспользоваться названием одной из последующих работ Ланга в США.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments