Если не знать, что фильм «Побег из Претории» основан на реальных событиях, то было бы весьма трудно поверить в возможность такого необычного побега трёх политических заключённых из тюрьмы «Претория» в ЮАР ещё в 1979 году, во время существования режима апартеида. Разумеется, при просмотре этой картины начинающего английского режиссёра Фрэнсиса Эннена нельзя не вспомнить про целый ряд знаковых кинопроизведений о попытках вызволения из-за решёток, начиная с ленты «Приговорённый к смерти бежал» Робера Брессона, где уже в названии заявлено, что побег точно удастся - но нам предоставляется редкая возможность увидеть, как это готовится и совершается. И ведь тут важна не только, так сказать, технология осуществления дерзкого замысла, который кажется другим узникам совершенно нереальным и вообще бесполезным.

Именно психологическая составляющая побега становится в итоге наиболее интересной в истории Тима Дженкина, белого борца за права чёрных в Южно-Африканской Республике, получившего 12 лет тюремного срока, который не отчаялся в заточении - напротив, набрался решимости выбраться во что бы то ни стало на волю ещё с двумя заключёнными, поверившими в эту невероятную авантюру, в отличие от известного политического деятеля Дениса Голдберга, например (но он всё-таки помог бежать, отвлекая охранников). То есть сама процедура, несмотря на свою несомненную нетрадиционность, как бы отступает на второй план, хотя в последний момент испытываешь неподдельное волнение по поводу благополучного исхода задуманной акции, когда у трёх беглецов возникает вроде как непреодолимое препятствие на пути к долгожданной свободе.
Кто-то из зрителей может посчитать этот фильм несколько скучноватым и однообразным, чуть затянутым - однако следует сказать, что напряжение постепенно нарастает ближе к финалу, и тогда уже появляется шанс сильнее сопереживать трём смельчакам и открыто радоваться вместе с ними в первые минуты после побега. Оказывается, что мотылькам (если воспользоваться прозвищем узника Анри Шарье, написавшего книгу «Мотылёк» о своём побеге, которая потом была с большим успехом экранизирована) всё равно надо лететь на свет, даже рискуя погибнуть в столь безотчётном и практически подсознательном стремлении вырваться куда-то в иные пределы. Кстати, сам Дженкин потом описал всё происшедшее в документальном сочинении под названием Inside Out, которое лучше перевести так: «Изнутри - наружу».
Ещё одна особенность картины «Побег из Претории» заключается в том, что требуется некоторое усилие, чтобы перестать воспринимать уже тридцатилетнего актёра Дэниела Рэдклиффа в качестве «вечного Гарри Поттера», хотя он словно специально соглашается на такие кинопроекты («Человек-Швейцарский нож», «Джунгли», теперь «Побег из Претории»), которые ломают сложившееся в представлении сотней миллионов зрителей по всему миру представление об облике мальчика-волшебника. Можно сказать, что Тим Дженкин тоже сотворил рукотворное в прямом смысле слова чудо, изготовив деревянные ключи и отмычки, чтобы сбежать из тюрьмы. Но этот герой подлинен - и исполнителю пришлось убеждать, что человек с таким характером и силой воли не является плодом фантазий какого-либо автора.