На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Жадность фраера сгубила

Рецензия написана для ivi.ru

У довольно плодовитого английского режиссёра Майкла Уинтерботтома, который снял 30 фильмов за четверть века, есть несколько основных тем, к которым он постоянно возвращается. И новая картина «Жадность» (вообще-то можно было назвать её «Алчностью», чтобы возникла косвенная перекличка с немым шедевром Эриха фон Штрогейма) не является в данном плане исключением. Наоборот - тут присутствуют, помимо отображения роскошной и загульной жизни сэра Ричарда МакКриди, магната в сфере моды, отсылки к давно интересующей и волнующей Уинтерботтома жизни Востока, всевозможные социально-политические аллюзии, неизбежные ассоциации с классическими произведениями искусства (ведь действие преимущественно развёртывается на греческом острове Миконос, где готовятся к пышному празднованию шестидесятилетия знаменитого бонвивана и ловеласа) и, разумеется, сексуальные мании, которые приобретают криминальный характер.

А главное - это сатира, порою язвительная и даже злая, проникнутая ненавистью и презрением к миру чересчур богатых людей, которые нажили громадное состояние и продолжают его увеличивать за счёт нещадной эксплуатации самых бедных, будь то бесправные и работающие за гроши обитатели трущоб в Бангладеш и Шри Ланке или вышколенные слуги, мало чем отличающиеся от рабов, которые должны выполнять все прихоти и причуды своего зарвавшегося хозяина. Но и в семье самого МакКриди не всё так гладко и чинно, как это должно быть в жизни того, кто посвящён английской королевой в рыцари, и там зреют подспудные распри, закономерно приводящие к краху империи одного человека, место которого тут же готов занять вроде бы неприметный наследник сумасшедшего богатства, вовсе не лишённый, как выясняется, жажды власти.
В то самое время, когда на Каннском кинофестивале и оскаровской церемонии осыпают наградами южнокорейскую ленту «Паразиты», фильм «Жадность» Майкла Уинтерботтома всё-таки остался вне особого внимания со стороны критиков и зрителей - возможно, по той причине, что более едок и беспощаден по отношению ко всем преуспевающим и зажравшимся, а в финальных титрах автор вообще обрушивается на изначально порочную систему мирового порядка, где малочисленная кучка миллиардеров существует наряду с несколькими миллиардами угнетённых.
Острый и бескомпромиссный социально-политический пафос, прежде проявившийся в ряде картин Уинтерботтома, которые были посвящены различным проблемам как бы «далеко от Великобритании» («Добро пожаловать в Сараево», «В этом мире», «Могучее сердце» / «Её сердце», «Дорога на Гуантанамо», «Тришна» / «Красавица из трущоб», «Гость на свадьбе»), на самом-то деле прочитывается и в других работах режиссёрах, свидетельствующих, что «старая добрая Англия» давно уже не является таковой («Страна чудес», «Круглосуточные тусовщики», «9 песен», «Любовный взгляд» / «Властелин любви» и теперь «Жадность»). В этом мире, одержимом погоней за наживой, славой или безудержным сексом, так мало искренних чувств, подлинно душевных контактов между людьми, истинно человечных отношений в ежедневной действительности («Каждый день»). Но ничто не приносит радости и счастья - ни богатство, ни всеобщее признание и даже поклонение. Рядом с теми, кто алчно пожирает жизнь, всегда оказывается смерть. Собственно говоря, «Жадность» дополняет «Любовный взгляд», где иной герой Стива Кугана, купаясь в роскоши и бездумных развлечениях, наказывался другим способом, теряя собственную дочь, которую он пытался любить.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments