На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

…и правосудие для всех

Рецензия размещена предварительно на ivi.ru

Почти сорок лет назад был в советском кинопрокате американский фильм «Правосудие для всех» Нормана Джуисона, в чьём названии использовано последнее словосочетание из клятвы верности флагу США (причём слово justice по-английски может означать и справедливость, и правосудие). В США вообще любят ленты на судебную тему - и снимается их немало. Однако лишь в последнее время кинематографисты - как в документальном кино, так и в игровом - стали переходить от частных случаев детального рассмотрения и вдумчивого анализа откровенно противоправных вердиктов к более широким обобщениям насчёт порочности юридической системы. Выясняется, что каждый девятый из осуждённых (как сообщается об этом в финальных титрах картины «Просто помиловать» - был бы точнее перевод «Просто милосердие», поскольку о милосердии говорит адвокат-афроамериканец Брайан Стивенсон в своей последней речи) столкнулся с явной несправедливостью в суде.
Дестин Дэниел Креттон, сорокалетний режиссёр этого фильма, четвёртого полнометражного в его кинобиографии, принадлежит, пожалуй, к числу не так уж часто встречающихся постановщиков, кто умеет наращивать интерес к собственным произведениям по мере приближения к концу рассказываемой истории, причём основанной преимущественно на подлинных событиях. И ряд фестивальных премий как раз от публики, в том числе молодёжной, подтверждает способность данного автора существенно повышать зрительское внимание по ходу повествования.
Даже если абсолютно не знаешь, например, обстоятельств вынесения возмутительного смертного приговора афроамериканцу Уолтеру МакМиллиану по прозвищу Джонни Д., который был облыжно обвинён в жестоком убийстве молодой белой девушки в южном штате Алабама, то всё равно не можешь не проникнуться особым сочувствием к этому человеку в убедительном исполнении Джейми Фокса, как и к тем соседям-смертникам в тюрьме, кто с последней надеждой или отчаянно разочаровавшись в правосудии ожидает казни на электрическом стуле.

И в этих душераздирающих тюремных сценах неизбежно вспомнишь по ассоциации такие популярные ленты, как «Спасение из тюрьмы Шошенк» / «Побег из Шоушенка» и «Зелёная миля», созданные по произведениям «короля ужасов» Стивена Кинга. Но ведь истинные ужасы, вовсе не придуманные, а по-настоящему реальные, творятся в самой действительности, которая куда безжалостнее по отношению к невинным людям, случайно (хотя адвокат Стивенсон настаивает в суде, что это вполне закономерно) попадающим в жернова судебной системы. И в этом плане весьма показательна судьба Ралфа Майерса, белого заключённого, которого искусно запугали полицейские, также угрожая ему тем, что поджарят при помощи электричества. Актёрскую работу Тима Блейка Нелсона следует посчитать просто невероятной - настолько исполнитель роли Майерса не страшится предстать на экране поначалу в отталкивающем виде, а потом, несмотря на несомненную физическую непривлекательность персонажа, вдруг поразить подлинно человечным преображением того, кто устыдился перед лицом приговорённого к смерти своих прежних, вынужденно лживых показаний.
Собственно говоря, подобное преображение происходит рано или поздно с некоторыми иными участниками этой криминально-судебной истории, имевшей место в США несколько десятилетий назад. Но если внимательно вчитываться в заключительную информацию обо всех, кто оказался в орбите неправосудного дела, справедливость восторжествовала не для каждого.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments